Больше рецензий

new_sha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 марта 2010 г. 18:46

5K

3

С середины книги меня начало от омерзения и негодования потряхивать, пришлось переключаться на другие книги и читать Гарди строго дозированно.
Сюжет, я думаю, многие знают: если не читали, то слышали краем уха, тем более что есть экранизация. Тэсс, молодая и наивная девушка, пала жертвой обольстителя, родила от него ребенка, ребенок умер. Девушка встречает другого, он ее безмерно любит, она его безмерно любит, они женятся, она не выдерживает своей вины и говорит ему, что уже не девушка.

Вот тут начинается самое ужасное, от чего у меня голова просто трещать начала. Муженек настолько проникается отвращением к некогда непомерно любимой, что сваливает на год в Бразилию. Залечивать раны, ага. И думать над тем, что любимая женщина оказалась такой нечистой, преступницей, лгуньей и далее по списку. Жалеть себя и вопрошать у неба, почему жена оказалась такой плохой. А перед тем, как уехать он еще и "с горя" позвал с собой в Бразилию в качестве любовницы подругу Тэсс. Потом он к жене все-таки приезжает, но слишком поздно.

"...если бы у Клэра животное начало было сильнее, он вел бы себя благороднее. ... И все же любовь Клэра действительно была слишком духовной для повседневной жизни..."


Все всё поняли про духовную любовь, да? А то мы все пытаемся определения дать любви, а она, настоящая, вон какая.
И вот еще слова "обиженного" мужа по поводу обольстителя жены.

"Как можем мы жить вместе, пока жив этот человек? ... Если бы он умер, все было бы иначе"


О да, это прям в корне все меняет, ну-ну.

Конечно, я отдаю отчет в том, что это викторианская Англия. Но, во-первых, меня тут на ста страницах убеждали в том, как сильна их любовь, которая все выдержит. Во-вторых, это все-таки не высшее общество, нравы в крестьянской среде были посвободнее, как мне кажется (может быть, я ошибаюсь, я не специалист). В-третьих, сам горе-муженек перед женой покаялся в том, что тоже не девственник, повеселился в свое время. И даже в эту эпоху (и в предыдущие) случалось всякое. И какие-то девушки не выходили замуж девственными, и мужья их прощали. А этот же настолько "духовно" и сильно любил, что не выдержал отвращения к жене и сбежал. Мужчина, че!

Эту книгу ни в коем случае нельзя давать молодым девушкам, я считаю! Ни одного положительного мужского персонажа! Отец Тэсс - пьет и не работает, обольститель - мудак и больше похож на насильника, о муженьке я уже сказала, один из хозяинов Тэсс - грубая скотина, эпизодические мужчины - все как один хотят от девушки одного. Как после этого не сказать, что все мужики козлы! А ведь это не так! И в ту эпоху были благородные, честные и великодушные, и в предыдущие и в последующие. Своей подрастающей дочери, если она у меня будет, я давать это произведение точно не буду.

Ветка комментариев


... а мне жаль, что, когда я подрастала, я не прочла некоторых книг, и прежде всего "Тэсс из рода дЭрбервиллей" Гарди, "Госпожу Бовари" Флобера и "Опасные связи" де Лакло. Нельзя, чтобы отношение подростка к окружающему миру формировалось лишь из прочтения книг вроде "Алых парусов", как ни прекрасны сказки о мужчине и женщине. Я согласна с Вами в том, что, конечно, существуют "благородные, честные и великодушные мужчины" (описанные, например, любимым мной Ремарком). Но жизнь неоднозначна и сложна, относиться к ней стоит серьёзно, и нужно иметь зрелость и мужество видеть разные её грани, уметь ощущать и распознавать зло, которого слишком много, и сопротивляться ему.


По-моему только Ваше мнение здесь получилось взвешенным и рациональным. Глупо было бы ждать "благостной иллюзии" о любви до гроба. "Тэсс" может быть книга очень суровая и немножко назидательная, но своей классической истории стоит. Честную по отношению к человеку и жизни, серьезную литературу стоит уважать. Не Джейн Остин единой.
Единственное с чем я могу согласиться - то, что в раннем возрасте прочесть эту книгу может быть слишком сложно. Но многое нужно читать не просто для развлечения или удовольствия, не так ли? Того же Ремарка трудно назвать радушным к читателю. Но это не значит, что он неправ, как автор.