Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2015 г. 04:45

628

Недавно обнаружила у себя в ридере НЛО – книжечку, неизвестно как туда приземлившуюся. Автор мне совершенно не знаком, название тоже ни о чем не говорит, но странное какое-то. «Не знает заката»… Явная недосказанность. Раздел – современная литература. И решила я эту книжечку почитать, а вдруг что прояснится, ведь зачем-то я её закачивала.

Начало сразу обозначило потенциальную остросюжетность: героя (только что поняла, что у него нет имени, повествование идет от первого лица) собирают в дорогу дальнюю, и, вполне вероятно, невозвратную. Уже есть два трупа, а он претендует на роль третьего, ибо должен в порядке эксперимента занять место умерших, чтобы понять, случайным образом эти трупы образовываются или закономерным. Три случая, как известно – уже тенденция.

Я опять недоумеваю – детективов я не читаю в принципе, и сюжет, в котором идет речь о разборках между конкурирующими организациями (а первое впечатление именно такое), вряд ли мог меня заинтересовать. Но книга – в ридере! Решаю почитать еще немного, и в этот самый момент наш герой выходит из Московского вокзала в Питере и начинается какая-то непредсказуемая (но вполне питерская) фигня.

Во-первых, я очень быстро вспомнила, зачем я это хотела – в момент ностальгии я собирала подборку о Петербурге и где-то откопала информацию о том, что эта книга пропитана питерским духом. Это на сто процентов верно. Про Питер говорится много и в очень романтическом ключе, местами даже несколько старомодном – петербургский романтизм девятнадцатого века, да и только, в духе раннего Достоевского, с которым мы неоднократно здесь встретимся.

Во-вторых, тут же в роман ворвалась рыжая женщина с зелеными глазами по имени Гелла, и герои сразу стали целыми абзацами цитировать Булгакова, а чуть позже – страницами Достоевского. Накрыло какой-то мистикой, снами и «сфинксами, открывающими глаза».

В-третьих, романтика сменилась философским трактатом, питерские интеллектуалы демонстрировали свои недюжинные умственные способности, понеслась лавина фраз из разряда: «Вот эта энергия хаоса, энергия всеобщего разложения, энергия матричного распада и структурируется в пассионарный протуберанец». А также что-то там про апофатическую синтактику, катафотическую синтактитику и «возможность семантической акупунктуры». Пришлось сильно напрягать извилины, чтобы следить за мыслью, но с выводами могу согласиться: «Нет уж, спаси нас бог от национальной идеи»…

А потом незаметно подкрался… Нет, не конец, а Голем. Но пора остановиться, чтобы не пересказать весь роман. Лично мне книга понравилась, потому что она досыта накормила меня метафизическим Петербургом, социально-философские рассуждения и попытки приложить их к конкретной политической ситуации тоже были интересны. В целом, интрига есть, мне даже вспомнился Пелевин с его «Generation "П"», только там идет речь о том, как делается общественное мнение посредством масс-медиа, тогда как Столяров копает глубже и пытается понять, как генерируются "национальные идеи" и возникают продукты коллективного бессознательного. Интеллектуальщина, одним словом, и тот, кто поведется на начало и возжелает "пиф-паф, ой-ё-ёй", красивого расследования и четких разъяснений в конце, будет разочарован. Смысловая составляющая книги явно перевешивает сюжетную. Что касается романтической линии, то она местами срывается в сентиментальность. Такое бывает с умными авторами – в области чувств они оказываются детьми. Тем не менее, ружье, заряженное в первой главе, выстрелило, хотя прицел и сбился, формально сюжет закрыт.

И, да – авторский вывод: Питер – лучший город на земле, и только в нем можно поймать инсайт, породить Голема, встретить призрак Раскольникова на Екатерининском канале и найти девушку, которая разбирается в Хайдеггере и не отбрасывает тени. Хочется вам эту книгу читать или нет – решайте сами. Если честно, я с ее автором с удовольствием посидела бы в каком-нибудь питерском кафе за чашкой кофе и поговорила бы о судьбах нашей родины и предназначении человека в целом, а вот с точки зрения литературы… Впрочем, не буду. Что-то в этом романе все-таки есть. Не знает заката… Это про полярную звезду, оказывается.

P.S. А вы в слове дискурс на каком слоге ударение ставите?

Рецензия написана в рамках флэшмоба Спаси книгу - напиши рецензию! Тур №37

Комментарии


Недавно обнаружила у себя в ридере НЛО – книжечку, неизвестно как туда приземлившуюся. Автор мне совершенно не знаком, название тоже ни о чем не говорит, но странное какое-то. «Не знает заката»… Явная недосказанность. Раздел – современная литература. И решила я эту книжечку почитать, а вдруг что прояснится, ведь зачем-то я её закачивала.

У меня дочка уже год как встречает книги-призраки.
После того, как кол-во ребёнкиных книг перевалило за 15 мы выделили ей собственную полку в книжном шкафу.
И теперь подкидываем туда книги , которые хотим что бы она прочла., и которые с руганью выбрасывает когда пытается разместить партию свежекупленных книг.
может у вас тоже завелись доброжелатели ?


Нет, я абсолютно уверена, что кроме мне никто ничего не подбрасывает. Тем интереснее)) Иногда по прошествии времени невозможно постичь даже свою собственную логику.


Иногда по прошествии времени невозможно постичь даже свою собственную логику.

ага. смотришь свои письмена и думаешь - неужели это я написал ?


У Хойти помнится после прочтения сборника рассказов и повестей Андрея Столярова стих родился "Взахлёб прочитан Столяров...". Со всех сторон обхаживаемый мной автор :-) А тут вдобавок ещё и Питер (не менее обхаживаемый - во всех смыслах). Так что спасибо за наводку! :-)


Всегда, пожалуйста! А сама рада, что так неожиданно "вляпалась")) И да, получилось, как у Хойти - взахлёб. Такой автор, что вроде и есть к чему придраться, но читать хочется. )


Ага, а я уже и нашёл и стырил )