Больше рецензий
2 сентября 2015 г. 23:33
4K
5
Рецензия"Беглянка" - самый бесчеловечный роман из всей эпопеи об утраченном времени. Это какая-то само-аутопсия, исповедь патологоанатома. Как будто бы существует целых два Пруста - один спотыкается, падает, поднимается, живет, дышит, думает, страдает и мечтает в то время как другой, с злыми глазами и холодными руками, наблюдает за первым, анализирует и усмехается, конспектируя и протоколируя.
Любимая автором техника лейтмотивов сработала на этот раз безотказно. Как растущая волна, готовая обрушиться на вас и задушить в своих объятиях, страшит участь Альбертины, которой предшествовали: тоска по материнскому поцелую, жестокость Жильберты, кончина бабушки. Не будь этого "нарастающего итога", эффект был бы определенно слабее. Здесь краски сгущены донельзя, чернее не бывает - но страшно не поэтому, а страшно то, что Человек расценивается как повод, как орудие. Повод для самоанализа, орудие познания.
После всего следует отстраниться, проделать работу над ошибками, сочинить пару витиеватых красивых фраз о том, что "мы обладаем даром сочинять сказки, чтобы убаюкать свою боль" и "можно быть верным только тому, что помнишь, а вспоминаешь только то, что по-настоящему знал". А потом пожать плечами и перевести равнодушный взгляд на новое явление богатой на эффекты жизни.
Все двести страниц текста - самолюбование научившегося страдать. Единственная досада - придется забыть "не одну, а бесчисленное множество Альбертин". Что ж, за все приходится платить.
"Люди лгут всю жизнь, лгут даже, лгут в особенности, а быть может, только тем, кто их любит"
В этом вы правы, мсье Пруст. Я думала вы - человек и восхищалась тем, как недостижимо высоко вас вознес талант живописца с пером, как ослепительно блистают грани вашего воображения, как остёр ваш ум и поразительно самоотречение. Но вы - бездушный механизм. А может, так мыслят и говорят ангелы, отрешенные от всего земного?
Комментарии
Как чарующе звучит.
Заинтриговала ваша рецензия. Был наслышан, что последние две части уступают всем остальным, а тут такие "страсти".
Уже в "Пленнице" насторожила эта мрачноватая рефлексия на грани ( какое-то препарирование сердца). Но, подано это было изумительно.
Мысль, в тональности Пруста.
+
честно говоря, я малодушничала и тоже опасалась, что ничего хорошего от посмертно изданных романов ждать не приходится. но в итоге оказалось, что "незавершенность", которую "дорабатывал" Пруст оказалась банальной шлифовкой уже ограненного алмаза.
могу подтвердить одно: о том, что все семь романов - это части единого организма, живущие по одним законам, и неразрывно связанные, прекрасные в своей закругленности, неотразимости Абсолюта /то о чем говорил сам Пруст, усмехаясь в усы претензиям к фрагментарности и непонятности своего детища/ - всё правда.