Больше рецензий

sofiakov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2015 г. 17:07

752

4

В недалёком прошлом (кажется, это был 1891 год) Оскар Уайльд рассказал Андре Жиду притчу. "Когда Нарцисс был мертв, цветы полей опечалились и попросили у реки капелек воды, чтобы его оплакать. — Ах,— отвечала им река, — если бы все мои капли обратились в слезы, мне и тогда было бы их мало для того, чтобы самой оплакать Нарцисса: я любила его! — Ах,— сказали полевые цветы,— как могла ты не любить Нарцисса? Он был красив! — Разве он был красив? — спросила река. — Кто же лучше тебя это знает? Каждый день, склонившись на берегу, он созерцал свою красоту в твоих водах...— Я любила его за то,— сказала река,— что, когда он склонялся над моими водами, я видела в его глазах отражение моих вод».

Что вы чувствуете, когда видите красивого человека? Восхищение, желание познакомиться, зависть, ненависть, а, может быть, вы ничего не чувствуете? Да и что такое красота? В разные эпохи существовали разные каноны красоты. В разных культурах понимание красоты отличается.

Мужчина и женщина терпят аварию ночью в заснеженном лесу и вынуждены просить помощи у незнакомцев. Незнакомцы, те еще психи, ведут уединенный образ жизни, страдают по ушедшей молодости и согласно принятой на себя самолично функции судей-полицейских-палачей отлавливают красивых девушек и сажают их в подвал дома. Они не снимают с них кожу и не убивают их, все-таки наш писатель - философ, а не автор триллеров, поэтому кровавые реки не польются, и речь в романе пойдет о философском значении и роли красоты в обществе. Что делать с теми, кто красив? Может быть, посадить их за решетку, чтобы не раздражали других, некрасивых? А может, их надо изуродовать, чтобы не выделялись из общей массы? В романе много интересных размышлений о молодости, о тирании красоты, о незавидном положении некрасивых людей, о страхе перед старостью, а также Брюкнер затронул тему писательства.

Красота в эпоху торжества эстетики занимает лидирующее положение. Те, кто красивы, успешны и желанны. Деление общества на красивых и некрасивых - это социальная несправедливость, и за исправление этой ситуации берутся Стейнер и Франческа, "похитители красоты".

«Красота есть высшая несправедливость. Одной лишь своей внешностью красивые люди принижают нас, вычеркивают из жизни — почему им все, а нам ничего? Богатым может стать каждый, а вот красивым надо родиться: красоту не наживешь, сколько бы ни прожил. А теперь, господа, подумайте: если вы, как и я, готовы признать, что красота есть гнусность и преступление против человечества, надо делать выводы. Красивые люди наносят нам оскорбление, а значит, должны быть наказаны. Вы согласны со мной?»

Комментарии


Брюкнер - чудо!
А я начала "Фальшивомонетчиков", ощущение свежего воздуха и тонкий аромат из букета циников и лириков, очень правильная вещь для начала осени.


Мне эта книга меньше понравилась, чем "Горькая луна". Наверное, потому, что тема красоты меня вообще не волнует. Я сейчас читаю его "Эссе о принудительном счастье", очень хорошо написано. Я так поняла, его эссе сильнее романов.

"Фальшивомонетчики" стала особенной книгой для меня. Рада, что тебе нравится :).


Я тоже больше люблю "Горькую луну", но и в "Похитителях..." немало о вечной войне М и Ж, красота - лишь оружие в этой войне, как мне кажется.

У эссе мне уже название нравится, буду читать.)

"Фальшивомонетчики" удивительно искреннее произведение о самых тонких вещах, я прочитала около 15% и уже знаю, что буду перечитывать.


У него еще есть эссе "Парадокс любви", переведённое на русский :).

Да, я понимаю, о чем ты. У меня такое же ощущение возникло и с "Тошнотой" Сартра, хотя она и мрачнее. Ощущение абсолютного комфорта.


"Тошнота" мне кажется вполне оптимистичной, не понимаю, почему её считают мрачной.)
Но Жид мне кажется более чутким и ранимым, чем Сартр, или, возможно, по-другому ранимым. Хотя рано говорить, это его первая книга у меня.)


Ну до финала все мрачненько, окончание оптимистичное, согласна. Кстати, это меня и разочаровало.

Я с тобой согласна насчет Жида.


Мрачненько, но жизненно, а финал наигранный. Ну неужели, если всё ТАК, то можно найти выход в творчестве? Хотя... Сартр же нашел. Иногда я думаю, что он ТАК думал, но не чувствовал. Может, бред пишу, но что-то более ясно не могу изложить мысль...


Я подумала, что финал таков в угоду читателю. Подавляющее большинство предпочитает же хэппи энд :). Не знаю, выход ли это. Скорее, временное забытие.
Тебе точно "У последней черты" понравится: Арцыбашев там всех перестрелял-перевешал. У меня создалось впечатление, что в его романе всем так плохо, что даже предметы одежды страдают и хотят убиться :).


Думаю, что подавляющее большинство подавится гораздо раньше, чем дочитает до финала.)
А так-то совершенно не уверена, что творчество может дать успокоение, человеку все же хочется человеческого. Или это у меня лирическое настроение.

«У последней черты» ближе к дню рождения прочитаю, в самый раз будет.