Больше рецензий

evhanimi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 сентября 2015 г. 23:00

55

4.5

Гойя же насквозь антиаристократ.......Он смотрит на короля таким же проницательным взглядом, как смотрел Веласкес, но только в нем самом есть что-то от махо, он - это Веласкес, вышедший из народа, и в живописи его есть живительная грубость.


Что я, человек далёкий от живописи как Плутон от Солнца, знаю о великих художниках? Во-первых, что у них должна быть муза, вдохновляющая их на творчество, и во-вторых, что они должны быть немного "не в себе". И Гойя, такой, каким показал нам его Лион Фейхтвангер, ещё раз утвердил меня в моих неглубоких познаниях.
Странную музу выбрал себе Гойя. Хотя, в принципе, ничего особо странного и нет. Задача музы - вызывать в художнике сильные чувства (и не только любви, но порой и ненависти), быть и ангелом и ведьмой одновременно, сохраняя некую тайну. Всё это воплотила в себе для Гойи герцогиня Альба - женщина, натуру которой он так и не смог разгадать до конца. Он - рожденный простым деревенским парнем и она - аристократка с колыбели, которая пыталась быть махой, но так и осталась грандессой. Она - его наваждение, мука, проклятие, наказание, и в то же время, блаженство, страсть и счастье. Женщина, возносящая его в облака, и одновременно повергающая в кромешный ад. Примечательно, что именно герцогиня Альба из всех его близких друзей меньше всего разбиралась в искусстве Гойи, не понимая многие замыслы в его картинах. И вообще лично у меня Каэтана Альба вызвала скорее негативные чувства, представивившись ломакой и аристократичной куклой, кичащейся своим высокородным происхождением и, при этом, пытающейся снисходительно быть ближе к своему народу. Но тем не менее, какие бы чувства ни вызавала она у меня, главное, то, какие чувства она вызывала у Гойи, и судя по картинам художника, справлялась со своей ролью музы весьма не плохо.
Что касается легкого помешательства (назовём это так) художника, то он действительно был болен некой загадочной болезнью, в периоды особо душевного волнения вызывающую глухоту и паралич. И в наше время, доктора затрудняются поставить определенный диагноз живописцу, автор же приписал такого рода недомогание душевной и психической неустойчивости Гойи. И я с ним полностью согласна. Наверное, внутренний мир по-настоящему творческих людей настолько богат, что, когда не имеет возможности в полной мере быть воплощенным в реальности, потихоньку начинает сводит с ума своего обладателя. Лучше всего это отразил сам Гойя в одном из своих офортов, где изобразил себя самого, мучаемого внутренними призраками.
Но помимо этих двух признаков великих художников по прочтении книги я теперь знаю и ещё один. Картины гениального художника несут в себе посыл обществу. Именно к такому познанию пришёл и сам Гойя в конце своего тяжкого пути. Начав свой творческий путь простым крестьянским парнем, возвышившись до первого придворного художника благодаря, в основном, написанию портретов на заказ, он не стал равнодушным к судьбе Испании и простого испанского народа. Не остался равнодушным к произволу инквизиции, к лицемерству священнослужителей и к внутреннему ослиному содержанию многих грандов. Благодаря такому сопереживанию и неравнодушию художника и появилась серия его знаменитых причудливо - фантазийных офортов "Капричос", которые знатоки живописи ценят намного выше его портретов именно из -за их социального, политического и религиозного посыла. В осень своей жизни Гойя создавал мрачные фрески и полотна, некоторые из них знатокам живописи не удалось понять до сих пор. Думаю, именно таким образом ему удавалось освободиться от внутренних демонов.
Книга Фейхтвангера - это не только попытка воссоздания жизни великого художника, это также очень добротный исторический роман об Испании конца XVIII - начала XIX веков. Очень точно отражены политические реалии того времени, выписаны характеры хитрой и в то же время мудрой королевы Марии - Луизы, её инфантильного мужа - короля. Замечательно описаны некоторые обычаи того времени, но главное, книга насквозь пропитана испанским духом. Мне до сих пор не понятно, как не испанец мог так написать об Испании. Чего стоит только одно описание страстных танцев, от которого ноги сами чуть в пляс не понеслись!
Хотите получить удовольствие от неспешного, немного тяжеловатого, но в то же время красивого слога, обогатить свои знания не только в живописи, но и в испанской культуре, прочитать историю о мучительной страсти и губительной любви, историю личностного роста и осознания своего "я" - добро пожаловать на страницы романа!

Книга прочитана в рамках игры "Книжное путешествие".