Больше рецензий

Zangezi

Эксперт

Лайвлиба по выведению снов

24 ноября 2015 г. 01:45

574

5

Книжка из серии "Маленькая, да удаленькая". Плотнейший сплав мифологий и авторских идей. Автор выдвигает концепцию архаического мышления как мышления преимущественно эмоционального, выражающегося при помощи "метонимически-ассоциативных семантических рядов", то есть таких, которые соединяют, например, луну - ночь - смерть - преисподнюю. Такое мышление отливается не в логические, а в мифологические формы, что означает, что миф - это то, как архаичный человек видел мир, события в нем и себя. Миф для него был одновременно и неделимо наукой, религией и философией, а нами должен пониматься как ни то, ни другое, ни третье. В отличие от некоторых исследователей, видевших в мифе еще необузданную творческую стихию первобытного воображения, автор настаивает на том, что мифы это прежде всего отражение тех социально-психологических предпосылок, которые, с одной стороны, обусловлены конкретным экономически-экологическим бытом людей, а с другой, универсальными парадигмами развивающегося человеческого сознания. В третьей части своей работы он приводит в доказательство многочисленные "нуклеарные мифологемы", ядра мифов (например, важная роль у бога-громовника в районах с периодическими осадками и отсутствие такового в Египте, дождей практически не знавшего), призванные убедить читателя, что никакие мифы не выдумывались, во-первых, от праздного изобилия фантазии, а во-вторых, что в их основе - представления о неких волевых началах, principia volentes, действия которых и являются причинами всего происходящего в мире. Поэтому боги в человеческой культуре и неизбежны и универсальны - как порождения неизбежного и универсального архаического мышления...