Больше рецензий

6 декабря 2015 г. 21:32

875

4

"Фрёкен Жюли" — пьеса шведского драматурга Августа Стриндберга. Издатель Боньер называл эту пьесу "слишком смелой и слишком натуралистической".

Стриндберг в предисловии назвал фрёкен Жюли "полуженщиной" — скверным недолговечным видом, который попортит еще немало крови прежде чем выродиться. Среди причин сумасбродства Юлии Стриндберг указывает неправильное воспитание, дурные инстинкты, навязанные фрёкен матерью ("От нее то я научилась недоверию и ненависти к мужчинам, потому что, как вам известно, она ненавидела их — и я поклялась ей никогда не быть рабой мужчины") — и с этим я вполне согласна. Корень всех бед Жюли, на мой взгляд, — неправильное воспитание, что привело ее к полной потерянности и растерянности во взрослой жизни. Она пытается найти себя, но каждая ее попытка проваливается. Последним таким провалом стала связь с лакеем Жаном.

Жан — подлец, но как же находчив, однако! Спихнул вину за произошедшее на и без того несчастную Жюли, и был таков. Хорош, нечего сказать. Я не считаю (в противовес Стриндбергу) принадлежность к мужскому полу признаком аристократичности; в конце концов, аристократия — та же маска (если верить в то, что все люди друг другу братья и сестры и, следовательно, равны между собой).

Веселее всех живет кухарка Кристина: совершил грех? Не беда! "Спаситель страдал и умер на кресте за все наши грехи, и когда мы с верой и раскаянием идем к нему, то он принимает все наши вины на себя. Гениальная жизненная стратегия! Согрешил, сбегал в церковь и снова чист и весел, готов к новому грехопадению. Идеально!

Действие драмы происходит в Иванову ночь. Именно в этот день выбирались "суженые" и совершались брачные обряды. Но известен и другой обычай — в Иванову ночь публично осуждали и осмеивали. С фрёкен Жюли случилось и то, и то: она хотела сбежать с Жаном, а ее высмеяла собственная кухарка. Выход окончательно разбитой Жюли подсказывает Жан — самоубийство, или, как сам Стриндберг назвал это, "харакири аристократии".

Пьеса вызвала у меня неоднозначные чувства, о которых сложно писать спустя две недели. Мне безусловно жалко фрёкен Жюли — пропавшую по вине родителей и их воспитания девушку. Она действительно "полуженщина", но не в грубом представлении Стриндберга. Она является полуженщиной потому, что не нашла себя не только в мире, но и как нежная мать, любящая жена — действительно важной для каждой настоящей женщины роли (но это лишь мое субъективное мнение).