Больше рецензий

3 января 2016 г. 14:28

120

4 Великие здания и простые люди

Великие здания, как и высокие горы, — создания веков. (Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери")
Как ненадежно бессмертие, доверенное рукописи! А вот здание — это уже книга прочная, долговечная и выносливая! Для уничтожения слова, написанного на бумаге, достаточно факела или варвара. Для разрушения слова, высеченного из камня, необходим общественный переворот или возмущение стихий.
Кингсбридж, 150 лет спустя. История о нравах и людях средневековой Англии продолжается. Место действие - то же, собор величественный и отрешенный наблюдает за теми, кто живет рядом с ним. Простыми людьми, с их простыми историями, для которых жизнь - это не историческое полотно, скорее борьба за выживание. В этой истории персонажи менее фэнтезийные и приключенческие, чем в "Столпах земли", они больше похожи на тех, кто живет рядом с нами сейчас , на соседней улице, в соседнем доме. Особенно показательна в этом отношении главная героиня - Керрис, дочь богатого торговца шерстью. Зарождающаяся английская буржуазия, вольнодумный отец, тем не менее не упускающий своего делец и абсолютно гротескная сестра, мечтающая о своем простеньком кусочке благополучия. Героиня проходит сложные этапы становления, ее судьба много раз ломается с хрустом, превращая ее, иногда против ее желания в настоящего борца. Мне откровенно показалась натянутой история отказа Керри от ее простого женского счастья, это больше по части эмансипированных барышень в будущем, да и с точки зрения простой женской логики, не очень правдоподобно. Но надо отдать должное автору, главный женский персонаж - просто фантастически живой, эмоциональный и яркий. На ее фоне немного теряется главный мужской персонаж -Мерфин, строитель, скорее архитектор, сын обедневшего рыцаря. Кстати, интересная задумка автора, показать срезами разных судеб, разные сословия тогдашней Англии. Буржуазная, смелая девушка, умница строитель, тем не менее, по происхождению дворянин. Мерфин значительно прогрессирует по ходу повествования, ему только на пользу отказ от своего сословия. Интеллектуальный, язвительный и целеустремленный… И безнадежно влюбленный в Керрис. Сословье священнослужителей нарисовано мрачными и тусклыми красками, что амбициозный Годвин, что подлый Филимон, просто призваны вызывать антипатию, да и все остальные - развращенные, вороватые, скупые. Сельские жители средневековой Англии - это просто страшная сказка, бедняга Гвенда, борется чаще всего за кусок хлеба, но и в ней не умерло чувство собственного достоинства. Ну и пожалуй еще один из главных персонажей - Чума, да именно так. Как имя собственное. Настолько много внимания занимает она в книге, настолько сильно воздействует на события, и меняет характеры персонажей. Жутковатые описания средневековой медицины, и страшные последствия эпидемии - этакая медицинская изюминка в книге. В которой еще много чего - тут и оосбенности сукноваляния, и рыночная торговля, и нюансы церковных налогов, зарождающийся рынок. Читать иногда скучновато именно из-за большого количества деталей, за которыми теряются персонажи и их переживания. Зато потом ощущается послевкусие именно историческое. Произведение очень цельное, написанное неплохим слогом, с интересными сюжетными поворотами. Еще раз убеждаюсь, что Фолетт - один из моих любимых авторов.