Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

5 января 2016 г. 17:38

1K

3 Блок и блоки

«Сегодня - я гений!» - сказал Блок после написания поэмы «Двенадцать». Таких «сегодня» в его жизни и творчестве, к сожалению, случалось немного, ибо из огромного корпуса его лирики лишь единичные стихотворения (или их отрывки) я могу назвать поистине гениальными. Стихов у Блока очень много, и стоящие приходится выуживать, как карасей в непогоду на мелководье - по одному в час.

Стыдно признаваться (нет, я не гей) на литературном сайте (нет, я умею читать), что Блок - всего лишь третий мой поэт, после Маяковского и Пушкина.

— У тебя были какие-нибудь поэты до меня?
— Кхм. Ну, как тебе сказать...
— Сколько??
— Двое. Но ты не переживай! Ты лучше всех!!

- сказала бы хитрая читательница, скрывая свои беспорядочные поэтические связи, чтобы не расстраивать поэта, но я то скажу прямо, что предыдущие мои романы были всё же несколько более насыщенны и памятны. Не то, чтобы у меня был какой-то психологический или вкусовой блок перед Блоком, нет. Просто, читать Блока совсем не просто. Надо в каждой строчке разгадывать смысл (на то он и символизм), и мне больше всего понравились, в противовес, те стихи, в которых как раз не было потаённых глубин, и задумка лежала на поверхности. Это вообще глобальный вопрос: что мы ищем в стихах? Ведь чаще всего лишь только в стихотворной форме возможно передать те трудноописуемые образы, которыми богата лирика Блока. Дескать, надо пуститься в отвлечённые высшие сферы духовного - берите стихи; а хотите точности - читайте прозу. Однако, в стихе должна присутствовать хотя бы мизерная ясность, смысловой костяк, на мой взгляд. А у Блока весьма часто выходили хорошо рифмованные, музыкальные, но - бессмыслицы, нагромождения слов и образов. Наверное, я сейчас веду себя как многие блоковские современники, которых как обухом ударили по голове символизмом, о котором они были, так сказать, ни сном, ни духом, как и я.

Творчество Блока, как я понял (дошёл своим умом, без школьных учебников), претерпело некую эволюцию. Первый этап: ранние творения - стихи о Прекрасной Даме, о Той, про Неё. Личные, интимные переживания лирического героя. Все выдвинутые мной претензии применимы именно к началу творческого пути поэта, - эти стихи чересчур символичны. Затем градус образности постепенно уменьшается, Блок начинает писать более «приземленные» стихи, они приближаются к реальным жизненным ситуациям и отдаляются от высших поэтических сфер. Начинается второй этап - время отказа от прежних идеалов. Такой переход абсолютно естественен. Сначала любого юношу захлёстывают различные чувства (в первую очередь, влюблённость), а затем он, получая жизненный опыт, приобретает более трезвый взгляд на вещи и относится к ранним своим увлечениям холоднее. Вот и Блок находит для себя новую тональность. Темы при этом практически те же, или, лучше сказать, чётко выделенных тем нет, так как его стихи богатством образности как бы вмещают в себя много тем одновременно, что, пожалуй, и является характерной чертой символистской поэзии. Третий этап в творчестве я соотнёс бы как раз с появлением новых, прежде неиспользуемых Блоком тем - это тема России и её судьбы. Продолжая параллель с личной эволюцией человека, видим, что наш юноша повзрослел, он уже опытный мужчина, отринувший волнения молодости, который не расходуется на сантименты, а посвящает себя делу. У Блока это дело - размышления о родине.

Из первого и третьего периодов у меня нет, по сути, ни одного стиха-любимца. Одни пересолены символами, другие слишком русофильские. А вот из второго - много и бессистемно, например: концовка «Возмездия» («...Когда ты загнан и забит...»), «...Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух...», «...О, я хочу безумно жить...», «...Всё на земле умрёт...», «...Когда, вступая в мир огромный...» и т.д. Но больше всего мне понравился речитативный, белым стихом, цикл «Вольные мысли». Физическое удовольствие от чтения!

Третьепериодные «Двенадцать» и «Скифы» внушают пиетет, но не являются моими любимыми. Оба произведения (особенно «12») - некая квинтэссенция, надстройка над всем блоком поэзии Блока. Не изюминка на торте, а эдакий флигель у особняка. «12» - совсем нетипичная для Блока вещь, настолько несвойственная его стилистике, что думаешь, мол, не нашептана ли она ему откуда-то свыше... Посему я не советую начинать знакомство с Блоком с этой поэмы, её лучше прочитать попозже.

Мне интересно: сколько людей узнали о существовании Блока по рекламе, где бегут как живые слова из стиха «...Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»? Стих, к слову, хороший, и понятно, почему многие пользователи ЛЛ его любят, но далеко не лучший у Блока.

Ох, и тяжкая это работа - из болота своих мыслей тащить бегемота рецензию на сборник стихов! Обозревать сразу 300 произведений! Обнять множество разношёрстных стихов одним объятием очень сложно! Чрезвы-кофейно сложно!! Тем более, когда ты ещё не до конца определился, как относишься к прочитанному, и, чтобы отвязались, ставишь 3 звезды. С одной стороны, местами понравилось. А с другой, для меня Блок - это бетонный блок, который надо перечитать-обстучать резцом, чтобы из него получилась красивая фигура.

P.S. Оценили, как в рецензии на Блока 3 раза в 3-х разных значениях встречается слово «блок»?

Комментарии


Блок для меня, несмотря на всю монолитность его фамилии, очень разнопланов. Как и у тебя, какие-то стихи кажутся надуманными, какие-то слишком туманными. Сказывалась и мода на символизм, и увлечение философией Соловьева. Больше всего люблю "Страшный мир" и "Возмездие", они, мне кажется, органичнее всего связаны с положением поэта и с его мироощущением.


Так ведь в "Возмездии" немало мифов... Автобиографично, но Блок многое напридумывал.
Мне "Возмездие" нравится лишь местами, а "Страшный мир" - в моём издании и не было такого...


Загляните еще в «Петербургские зимы» Георгия Иванова.
Там очень хорошо описаны и сам Блок, и его отношение к поэме «12».


Хорошо, спасибо.


Из вас вышла бы хорошая училка.
По-училковски мыслите:)


К слову, символизм для Блока никогда идеалом не был.
Это был очень рассудочный человек, который умел из этой мнимой выспренности сделать миф, ему выгодный.
Он с юности, лет с 15, очень любил женщин. И к 20 годам у него неплохой был опыт хождения по дамам, судя по всему. Далеко не невинным, неопытным "юношей" был в 20 с хвостиком Блок, когда стал ухаживать за той же Менделеевой. Все остальное - это специфическая наследственность. Да и символизм был для А.А. тоже модным веянием... А тягу к поиску таинственного он не утратил до конца своих дней.
Странные у вас представления о Блоке... По дневникам, письмам, записным книжкам он совсем другой.
Да и юноши бывают разные... К чему слово "любой"?) Есть очень рациональные люди до 20. Про молодых мужчин за 20 вообще промолчу. Да и с опытом у них бывает все нормально)
Если они к нему стремятся, если голова работает.
Не все ведь в облаках витают. Да даже если и витают, то это не говорит о неопытности))
Наверное, вы просто всех смотрите сквозь призму своей жизни и/или стереотипов. А люди разные...
Вот потому и восприятие ваше самого Блока вышло плосковатым. И его творчества тоже.


Эту рецензию я писал 6,5 лет назад. И моё восприятие Блока по-прежнему плосковатое, т.к. я не перечитывал его с тех пор. Здорово, что есть люди, лучше видящие и больше знающие, которые могут раскрыть глаза на многие вещи. Спасибо!