Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 января 2016 г. 07:29

668

4.5

Странная и занятная книга. Московский журналист в середине 70-х годов XX века решает написать книгу о Бородинском сражении и отправляется в конце августа в места боев. Засыпает в стогу сена и оказывается в 1812. Банальный попаданец? Казалось бы, да.

Но автор так серьезен, повествование совершенно лишено гротеска, взаимодействие с известными персонажами (Вяземский, Ростопчин, Багратион) так мимолетно, что появляется непонятное чувство реальности происходящего, подчеркнутой случайности событий, поток которых несет героя.

Книга запомнилась мне с тех времен, когда у меня был книжный блат - моя бабушка была преподавателем библиотечного техникума, и я мог посещать фонды детской библиотеки, заходить в святая святых.

Текст содержит много малопонятных аллюзий на то, что главный герой его не первый раз путешествует по векам, делая повесть как бы частью некоего целого, недоступного читателю.

Сейчас я вижу, что она очень похожа на Бесцеремонный роман , также попавшийся мне в детстве (под одной обложкой с Янки из Коннектикута ). Да и эпоха совпадает. Но пыл в 70-е явно поугас, нет той безбашенности в попытках изменить ход истории, что был в 20-е.

Это вообще очень советский, что ли, подход - желание сгладить, исправить прошлое. Прогрессорство, как у Руматы Эсторского. Или, если уж вспоминать Стругацких, то как в эпизоде “Полдень, XXII век”, когда один из персонажей травит байку, что их поломку в космосе исправил пришелец из будущего. В разговоре потомок утверждает, что такие мелкие вмешательства разрешены, а вот был случай, когда один из них полез отражать танковую атаку под Курском в 1943 и погиб.

Сергеенко и в этот раз подкупил меня хорошим языком, неожиданной искренностью и непонятностью истории, тем, что она вроде бы и проста, но персонажи говорят много такого, что намекает и обещает большое. Таинственные дамы, история с Леппихом, загадочное поведение жандарма Фальковского. Все это так и остается тайной, которая будоражит и заставляет думать.

Комментарии


Текст содержит много малопонятных аллюзий на то, что главный герой ее не первый раз путешествует по векам, делая повесть как бы частью некоего целого, недоступного читателю.

У Сергиенко перемещение во времени - частое фантдопущение, которое кмк должно усиливать эффект одинокого и непонятого странника. Одинокий и непонятый герой у автора практически везде, также как и постоянные намеки на то, что автор писал с себя. Но книги мне его нравятся, хотя в других повестях не без сахара.


А что означает "сахар" в данном контексте?


Приторно, это относятся к повестям с выраженной лирической линией типа "Дни поздней осени".


Спасибо, понял.


похожа на Бесцеремонный роман , также попавшийся мне в детстве (под одной обложкой с Янки из Коннектикута )

Да, у меня тоже была эта книжка, несколько раз перечитывал и то, и другое. Героя БР всегда было жалко в конце и всегда надеялся, что он как-нить выкрутился.


А ведь хорошая, безбашенная штука. Надо бы перечитать. Пушкин, Наполеон на подлодке, красота.


(мрачно) Нда. Надо бы. Где б еще время на нее взять.


Поставить в пайплайн, время ее придет :)


под одной обложкой с Янки из Коннектикута

о, да у меня есть такое издание ! а "бесцеремонный роман" до сих пор не читала, безобразие. Эх, я :)


Если правильно помню, стоит.


простите?..


Э? Стоит прочитать.


а, поняла, а я думала, у тебя на полке такое же издание стоит :) то есть что ты его нашёл.


У меня их было даже два, дома и у бабушки, только в мягкой цветной обложке.


книголюбы такие книголюбы :)
вспомнила: мы с тобой издания "янки из коннектикута..." тоже обсуждали.