Больше рецензий

27 января 2016 г. 17:50

547

2.5

Если иногда нужда заставляет нас сближаться, мы вновь разъединяемся, как только потребуют наши интересы, так как эгоизм - это первейший закон природы и к тому же самый справедливый и священный. В окружающих мы должны видеть только существ, созданных для наших страстей или наших прихотей. Если человек слаб, ему надо притворяться, но он должен использовать все свои права, как это делают животные, если он силен.

Собственно, именно в этой цитате и заключена главная мысль автора. Эгоизм, наслаждения - эту "религию" проповедует каждый из героев сего необычного произведения, а следовательно, и сам автор. Поклонения богу Эросу сопровождаются софистскими и сексистскими рассуждениями героев книги в свое оправдание. Только, к сожалению, описанные оргии не волновали разум и тело, а вызывали недоумение и порой даже отвращение.

Перед прочтением заглянула в аннотацию. Там говорилось, что, по словам Руссо, обречена будет каждая девушка, которая прочтет одну-единственную страницу из этой книги. Ох, Руссо, ты еще "50 оттенков серого" не читал - после этой книги мозг каждой девушки будет обречен на деградацию, а это, по моему мнению, гораздо страшнее, чем оскорбленная невинность. Так что я как прожженная читательница смело взялась за дело - меня таким не напугаешь. Но мы отвлеклись.

Что творилось во мне во время и после прочтения данного творения? Даже не могу описать. Распишу все по пунктам, может, так будет проще. Итак:
1) я стала шарахаться от каждого человека, мало-мальски похожего на мужика, ибо мне стало казаться, что они все козлы и маньяки. К счастью, через некоторое время прошло;
2) я стала подозрительно относиться к французам, потому что во всей книге Жюстине (главной героине) попались один или два приличных француза, остальные были извращугами и скотами;
3) я уверилась в том, что у автора явный фетиш на человеческие задницы;
4) я поняла, что, видимо, девушки и юноши во Франции сплошь напоминают собою нимф и юных богов с идеальными лицами и пропорциями и т.д.

Бесила Жюстина, эта ходячая добродетель. Если у автора перекос в одну сторону, то у главной героини - в другую. Она действительно сама была виновата в том, что с ней приключалось. Нет бы учиться на своих ошибках, так она опять и опять наступала на те же грабли. Прям читать было противно, хотелось, чтоб ее поскорей кто-нить укокошил уже, а то раздражала меня эта деваха своей тупостью и неприспособленностью к жизни. Я не за бесконечные удовольствия и эгоизм, но и не за слепую добродетель без мозгов. И то, и другое является для меня ягодами одного поля, имя которому - безумие.

И тем не менее, книга кое-чем понравилась мне, о кое-чем заставила задуматься. Между описаниями оргий и злоключений этой дурочки проскакивали кое-какие интересные мысли. Да, философия наслаждений и эгоизма мне не близка, однако было интересно взглянуть на мир под этим углом. Еще было интересно почитать мнение автора о религии, о боге. Что ж, я задумалась над некоторыми вещами, а это уже неплохо. А еще мне было интересно почитать о многообразии человеческих сексуальных нравов и предпочтений, хоть их описания порой и тянули на рвоту.

Кстати, у автора классный стиль. Де Сад повествует местами с иронией, местами с эдаким юморком. Кое-где он напоминает о себе в повествовании и как будто ведет беседу с читателем напрямую:

Здесь мы предвидим, что найдутся читатели, интересующиеся больше подобными сценами, нежели подробностями движения души добродетельной нашей героини, которые с нетерпением ждут, когда мы опишем эти мерзости. Чтобы удовлетворить их любопытство, мы расскажем следующее:...

И вот здесь избранная нами правдивость повествования ложится тяжким грузом на нашу чувствительную душу. Однако надо изображать все как есть: мы обещали правду, и всякое ее сокрытие, всякое на нее посягательство было бы оскорблением для наших читателей, чье уважение нам дороже всех предрассудков так называемого приличия.



Да, еще НЕ понравилось то, что все философствования героев книги сводились к одному тезису: "Мы не виноваты, такими нас сделала природа, а природа одобряет все, что она сделала". Очень удобно постоянно сваливать все на природу, не так ли? Мы же не звери, а люди, способные мыслить и делать выбор. Так что это не оправдание. И еще не понравились сексистские настрои автора.


Пару цитат на закусочку (спорных и интересных):

Может быть, сделавшись распутницей, девушка вредит себе? Конечно же нет, потому что она только уступает самым сладостным побуждениям, идущим от природы, которая наверняка не внушила бы их, если бы они были вредны и опасны.

А еще, дорогой маркиз де Сад, СПИД, гонорея и сифилис тоже совершенно не опасны. Они же от природы!

Очень легко удержаться от воровства, когда у тебя в три раза больше денег, чем необходимо на жизнь; легко не думать об убийстве, если ты окружена льстецами, и ничто не взывает к отмщению. А чего проще воздерживаться от объедания и пьянства, когда в любую минуту ты можешь позволить себе самые роскошные вина и кушанья! Им можно быть искренними, этим сытым бездельникам, которым нет никакого интереса лгать; и не велика заслуга не возжелать жену другого, если у них всегда есть все, чего потребует их похоть.

В следующее мгновение благочестивая Жюстина явила похотливому взору лицемера всю красоту своего тела. Едва увидев его, заржал от вожделения и начал поворачивать девушку в разные стороны...

ЗАРЖАЛ от вожделения? Это как конь что ль? Трудновато представить.

Воспитание бессильно, оно ничего не меняет, и тот, кому суждено быть злодеем, становится им в любом случае...

А вот товарищ Макаренко и его колония с вами бы поспорили.

Глупец! Так ответила бы она (природа) тому, кто сказал бы эти слова, наслаждайся, лги, разрушай, сношайся во все отверстия, воруй, грабь, жги, истязай, убивай отца, мать, детей, совершай без колебаний любые злодеяния, какие только придут тебе в голову, и помни, что эти так называемые пороки мне по душе, они отвечают моим планам в отношении тебя, я их хочу, я их тебе внушаю, ты не смог бы совершить их, будь они мне противны.

В этом он похож на тех развратных писателей, чья испорченность настолько глубока и активна, что, излагая на бумаге свои чудовищные системы. они мечтают только о том, чтобы продлить за пределы жизни свои преступления: сами они будут бессильны, а их проклятые сочинения будут продолжать их черное дело, и эта сладостная мысль, с которой они уходят в могилу, утешает их за то, что смерть заставила их отказаться от злодейства.

Какая самоирония! Браво!

...но такое соглашение (не использовать силу во вред другому), разумеется, немыслимо между сильным существом и существом слабым. По какому праву последний требует, чтобы первый щадил его?

А вот тут с автором бы уже поспорил тигр Амур и его друг козел Тимур.

Комментарии


А еще мне было интересно почитать о многообразии человеческих сексуальных нравов и предпочтений, хоть их описания порой и тянули на рвоту.

Н-да, многие из этих "нравов" и правда "забавны", но, такое ощущение, что де Сад собрал все чёрные слухи о многих народах ( включая славян).

А вот тут с автором бы уже поспорил тигр Амур и его друг козел Тимур.

Тимур и Амур уже "поспорили" на днях между собой)


Ага, просто козёл обнаглел:) я за равновесие во всем, включая межличностные отношения. Без перегибов в стороны. Иначе кто-то неизбежно наглеет.

Паважаная Рына! Як і абяцаў, стаўлю лайк, хаця цытаты перамаглі аўтара рэцэнзіі.


Куды мне цягацца з такой акулай пяра, як дэ Сад! Пабойцеся бога. Ды и кали вам не вельми спадабалася, навошта ставиць лайк?


Паважаная Рына, як можна баяцца таго, каго не існуе, і хто сказаў, што мне не спадабалася?


Не буду заводзиць рэлигийныя спрэчки, проста скажу, што гэта распаусюджаны выраз. Слова "хаця" выдала вашыя сумненни, што дало мне падставу думаць, што вам НЕ ВЕЛЬМИ спадабалася, а не НЕ спадабалася.