Больше рецензий

10 февраля 2016 г. 14:54

600

3

Вспоминается детский стишок: "Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку". Похожая несуразица наблюдается и с пассажирами Стамбульского экспресса: в поезде едут танцовщица варьете, еврей-коммерсант, доктор, писатель, священник, беглый преступник и журналистка с подругой. Казалось бы, случайные попутчики, путешествующие к тому же в разных классах, в лучшем случае обменяются парой слов за всё время поездки. Но это в жизни. В романе между героями возникнет целая паутина взаимоотношений, где найдётся место и уважению, и доверию, и любви, и антипатии, и ненависти, и - в итоге - спасительному равнодушию, которое кроме душевного спокойствия иногда сулит и материальную выгоду. А где-то впереди ждёт Константинополь, однако в пункт назначения доберутся далеко не все...

В качестве контраста к неторопливому психологическому путешествию "на поезде" автор использует "вставные" экшн-новеллы "на земле": криминальную (откуда и появляется беглый преступник) и политическую (доктор оказывается не просто доктором), а для придания роману серьёзности и глубины - "вводит в текст" (в очень общем виде) актуальные темы антисемитизма и социализма. Однако законченности сюжета и ясного выражения идеи писатель не достигает. Вместо единого произведения, "спектакля", получился некий смотр художественной самодеятельности. Но "ребята старались".