Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2016 г. 20:40

2K

3.5

«Самые горькие часы нашей жизни – это те, когда мы вспоминаем о происшедшем с нами позоре. Если мы бессмертны – это наш ад» (Джон Китс).

картинка winpoo

Вы стыдливы? Часто ли вам приходится испытывать стыд за собственные поступки, слова или мысли? Что именно вы чувствуете, когда вам стыдно? Бывает, что вы заливаетесь жаркой краской стыда с головы до пят? Как вы избавляетесь от этого чувства? Компенсируется ли оно? Как оно связано с самооценкой и чувством собственного достоинства? Можно ли избавиться от стыдливости, а при желании настолько раскрепостить собственное Эго, чтобы стать бесстыдным?

Хотя стыд, муки совести, переживания вины доводилось пережить каждому в разные мгновения жизни, ответить на все эти вопросы и понять, что такое стыд, оказывается не так-то легко. Увидев много лет назад книгу М.Якоби «Стыд и истоки самоуважения», я купила её, чтобы раз и навсегда удовлетворить своё любопытство на этот счёт. Нечто на тему Э.Мунка на обложке, юнгианская аналитика в аннотации, толковое оглавление – всё это выглядело очень привлекательно, а выражения типа «спрятанная эмоция», «теневая сторона личности», «спектровое переживание» только подогревали интерес. И в целом «предчувствия меня не обманули»: это был разносторонний и местами любопытный философско-психологический анализ стыда, немного похожий на реферат добросовестного студента на захватившую его тему.

Любопытствующий читатель найдёт здесь и краткий историко-культурный экскурс в античный стыд обнажения, и рассуждения о различиях между поверхностным и глубоким стыдом в разных культурах и религиях, и описания стыда, испытываемого при нарушениях «общего мнения» или связанного с оскорблением своей собственной «истинной правды» у Аристотеля. В книге много рассуждений о появлении переживаний стыда в детском возрасте и ещё больше - о разных формах переживания стыда. Всё это иллюстрируется примерами из жизни, в которых многие легко узнáют самих себя. И читая, в общем, легко согласиться, что в каком-то смысле на стыде и вине держится вся социализация (не зря же Р.Бенедикт ввела понятия «культур стыда» и «культур вины») и что каждое общество по-своему решает, что приличествует, а что не приличествует делать человеку в определённом возрасте и в определённых обстоятельствах. Эмоциональный ряд «тревога-стыд-вина» выполняет разные функции в диапазоне от индивидуализма до конформизма и в этом плане «рулит» нашим поведением.

Основная идея книги - о связи стыда с самооценкой и чувством собственного достоинства. Она, видимо, не нова, но продуктивна: кто же не постесняется поступать вопреки всему и вся, если хочет быть любимым? Из книги можно почерпнуть довольно много всякой информации, например, о грандиозной самости ребенка, о постепенном познании собственных несовершенств и стремлении к тому, чтобы быть хорошим, как все, о жажде быть принятым людьми и т.д. Она, конечно, вторична, но это не делает её менее интересной. Мне кажется, автор делал свою работу с большой любовью к теме и чувствовал себя при этом ужасно смелым! По крайней мере, он очень тщательно собрал разные гипотезы об эволюции и социальном смысле стыда: стыд как страх, стыд как гнев, обращенный на самого себя и т.д.

Пожалуй, самая «авторская» и творческая часть книги – анализ мотивов стыда в терапевтических отношениях: от стыдливого желания рассказать нечто потаённое совершенно незнакомому человеку до комментариев к стыдливости в сексуальности, от объяснения одиночества стыдом до связи стыда с процессами индивидуации. Конфликты на почве стыда – сугубо внутренние, поэтому авторские попытки собрать данные об их переживании и проработке в аналитическом процессе читались очень живенько (например, про «комплекс Белоснежки»).

На мой взгляд, книга носит вполне просветительский характер и читается несложно, особенно если читатель раньше ничего не читал о стыде и вине, и имена Д.Стерна, Х.Когута, М.Малер, О.Кернберга, Э.Эриксона ему ничего не говорят. Я же, отбросив стыд и сомнения, просто получила удовольствие от чтения.

Книга прочитана в рамках участия в 43 туре игры "Спаси книгу - напиши рецензию!".

Комментарии


Оценка не самая высокая, значит что-то в книге не понравилось?


Я оцениваю книги по 10-балльной шкале, поэтому 7 - это очень даже неплохо. Мне вполне понравилось, но я ожидала от автора чего-то менее школярского. :))


Мне казалось, что стыд скороее свойствен замкнутым сообществам, чем больше открытость, ну типа современного мегаполиса, тем меньше его место. Это соотносится с построениями автора?


Прямо он такой вывод не декларирует, но он логически вытекает из его объяснений эволюции стыда в традиционных обществах (хотя это и не является основным предметом его рассуждений).


Встретилось сегодня в книге Люси Уорсли, где она пишет о работе Норберта Элиаса "О процессе цивилизации":
"Если мы последуем по стопам Элиаса лабиринтами истории от Средневековья до Нового времени, то увидим, как зарождались такие понятия, как «стыд» или «смущение», выражавшие эмоциональные состояния человека, практически неведомые средневековой психологии. По мнению Элиаса, стыд — это «страх перед социальной деградацией, обычно возникающий в человеке, который боится утраты социального статуса, но не способен ее предотвратить ни прямым физическим действием, ни любой другой формой агрессии».

Это и есть обычное понимание стыда, и разве он действительно был неведом людям Средневековья?


Ну да, это классическое понимание стыда, и автор строит свои размышления в этом традиционном ключе. Не знаю, насколько мне хватит моих знаний, чтобы ответить на Ваш вопрос, но, кажется, вплоть до Нового времени с личностными переживаниями вообще было туго, поскольку свое "Я" довольно медленно вычленялось из общинного сознания. До Августина вообще сложно делать выводы о психологичности людей (похоже, Средневековье не отличалось психологизмом), а стыд - переживание внутреннее, основанное на сравнении себя и своих поступков с требованиями окружения. Ну, как-то так. :)


Я же, отбросив стыд и сомнения, просто получила удовольствие

Молодец.
Поздравляю с прекрасным весенним праздником -- днем борьбы женщин за равные права и за мир во всём мире!
Еще мне кое-что попалось сегодня в газете, в статье про Масленницу:
"8 марта -- Заигрыши
Это день сватовства и заигрывания. По традиции, молодожены должны скатиться вместе с ледяной горы, а свободные девушки и парни присматриваются друг к другу". :))


Спасибо, но я как-то не очень серьёзно отношусь к 8 марта и 23 февраля, считаю их какими-то надуманными праздниками.


В случае с 8 марта это абсолютно не так. Помните самую известную феминистскую статистику? "Женщины составляют половину населения земного шара, выполняют две трети всей работы, получают одну десятую всей зарплаты, и в их руках находится одна сотая общего богатства всего человечества". Когда всевозможные верхушки, от органов власти до советов директоров, перестанут быть исключительно мужскими клубами и будут наполовину состоять из женщин и когда великие люди перестанут равняться великим мужчинам и будут опять же наполовину состоять из женщин, тогда будет резон считать Международный женский день устаревшим праздником. А пока это день, когда по сути празднуют достижения женщин в обществе и культуре, и по-моему, это хорошо.

Но возвращаясь опять к теме книги и стыда. Как-то у вас смешались вместе Августин и Средневековье, хотя между пятым веком Августина и, допустим, 15-м веком Средневековья пролегает тысяча лет. Если подумать о том, в каких условиях приходилось людям жить раньше — дома состояли из единственной большой комнаты, где жили вместе по 7–8 человек, а то и больше, спали в общих кроватях, ночными горшками пользовались тут же — то действительно, откуда у людей в те времена могла бы взяться стыдливость? Такое кучное существование к душевной щепетильности не располагает.


Эту формулу знаю, но она не меняет моего отношения к введению праздника в календарь. А относительно стыда - об этом и речь: пока сознание массовидное и индивидуальность не вычленена, так, наверное, и стыда в привычном нам понимании нет.