Больше рецензий

4 апреля 2016 г. 10:56

206

4

Связывайте, связывайте свою древность покрепче с нашим временем! Вот и ищите мировую революцию во всех ваших мелочах. Каждый экспонат должен напоминать только о ней

Впечатления остались неоднозначными. В начале прочтения было ощущение того, что ты, ровным счетом, занимаешься именно тем, чем занимается главный герой - Хранитель. Перебираешь страницы, отлавливаешь конструкции, фразы, слова, которые имеют ценность как для тебя самого, так и для литературного процесса в целом, но по итогу встречаешь то, что уже было написано, пережевано не одним писателем. Порой увидишь какую-нибудь отсылку к классической литературе, вроде отсылки к Салтыкову-Щедрину, порадуешься, но вскоре забудешь и потеряешь эту находку среди затянутого, скучного и ничем не примечательного сюжета.

Что вытянуло этот роман для меня?! То, что не вошло в него в первой редакции, то, что значится в прочитанном мною издании, как приложение. Две главы: "Из записок Зыбина" о лагерной жизни главного героя, сложившейся после событий в романе, и "История немецкого консула", которая раскрывает предпосылки и поясняет обстоятельства главного драматического действия. Оба фрагмента в отличие от самого романа снимают покровы, обнажают душу Хранителя. Если на протяжении повествования он казался псевдоинтеллектуалом, который навязчиво демонстрировал остальным, какие они недалекие, то в "Из записок Зыбина" Хранитель предстает перед нами глубоким человеком, который прошел лагерь и испытывает сложности в начинаниях новой жизни из-за переоценки своих взглядов и ценностей.

Последняя же глава о немецком консуле расставляет все точки над И, демонстрирует распри немецкого буржуазного общества, показывает государственную систему изнутри. Здесь можно встретить интересную отсылку к Булгакову, которая доказывает то, что автор умеет органично вписывать богатый литературный материал нашей страны в канву своего романа.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что знакомство с творчеством Ю.О. Домбровского было полезным, хоть порой и не особо завлекающим. История литературы отвела ему свою нишу, скорее второй план нежели первый в сравнении с другими писателями, которые писали о тисках и несвободах режима, что, на мой взгляд, вполне объективно.

Прочитано в рамках Персона грата, тур 4