Больше рецензий

21 апреля 2016 г. 20:30

950

3.5

Когда речь заходит о древнегреческих философах и писателях, их как правило не представляют, облаченными в броню и с оружием руках. Скорее рисуется образ бородатого мужчины в простыне, занимающегося культурным развитием, покуда на плантациях трудятся его рабы. Однако древнегреческий драматург Эсхил участвовал в знаменитом Саламинском сражении. А философ и историк Ксенофонт сражался и руководил войском после неудачного похода эллинских наемников против персидского царя.
Этому событию и посвящена его книга "Анабасис".
Произведение "Анабасис" состоит из семи книг (частей). Первая часть посвящена походу Кира, младшего брата персидского царя, против своего венценосного родственника. Такие происшествия были нередкими для античного периода в целом, когда не было четко установленного правила наследования власти. Впрочем и в средние века ситуации, когда один родственник оспаривал власть другого с помощью вооруженных сил, происходили с завидной регулярностью.
Кир, дабы увеличить шансы, привлек на свою сторону греческих наемников, числом примерно 14 000 человек. Стоит заметить, что Греция в плане ресурсов была достаточно бедной страной, но в плане воинского искусства, греки были настоящие профессионалы. Потому греческие наемники предлагали свои услуги по всему средиземноморскому региону.
Несмотря на поддержку греков, поход окончился неудачно. Т.е. греческой армии удалось таки одолеть войско царя, но сам Кир был убит, в следствие чего их поход лишился своего непосредственного повода. После того, как во время переговоров с персами были убиты предводители греческой армии, остальные эллины поняли, что договориться не удастся и им предстоит пробиваться на родину через враждебную территорию. Войско избрало новых командиров, среди которых и оказался Ксенофонт.
Дальнейшие шесть книг посвящены долгому и трудному пути греков на родину.
Читать "Анабасис" очень интересно. С одной стороны автор излагает историю с удивительной точностью (сколько в какой день прошло войско, сколько было взято добычи, сколько погибло в сражении и т.д.), с другой стороны это не сухое изложение исторических фактов. Ксенофонт вкладывает личное отношение в описываемые события, рассказывает о живых людях, нравах и обычаях народов, с которыми повстречались греки на своем долгом пути. Здесь можно почерпнуть информацию о ритуалах древних греков, особенностях военного дела античного периода и т.д. Конечно не обошлось и без искажений. Как водится у античных авторов, соотношение сил в сражениях изрядно преувеличено. Цифра в 1.2 миллиона персов превышена раз этак в сорок. Приукрашивание своего образа и образа своих друзей, равно как и очернение своих противников, также имеет место в трудах Ксенофонта.
Тем не менее книга будет интересна, как любителям истории, так и ценителям литературы. Речи и воззвания Ксенофонта и других греков, представленные в книги, по праву считаются литературным памятником древнегреческому ораторскому искусству. Произведения Ксенофонта совершенно обосновано разбирают на цитаты и высказывания.
Слабо подкованным читателям настоятельно рекомендую читать с редакторскими комментариями, иначе придется постоянно задаваться вопросами: "Что измеряют в парасангах?", "Как используют пельту?" и "Кто ж, черт возьми, такие эти лохаги?".