Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2016 г. 13:50

250

3

Другие измерения - это не только фантастика, это наш реальный мир, поделенный на квадраты религий, культур, национальностей. Каждый из них - параллельная вселенная. Понять другое мировоззрение, разобраться, что, как и почему - задачка сопоставимая по уровню сложности с попаданием в какое-нибудь задверье. Мы готовы признавать, что в фантастических мирах действуют иные законы, а вот признать право на иной образ жизни за себе подобными оказывается не так просто.

Автор этой книги оказался "попаданцем" поневоле, прямо как герой фантастического романа - из-за проблем со здоровьем ему пришлось переехать из Ирана в ФРГ и окунуться в совершенно чужую культуру. Впрочем, не всё так просто - Запад в общем-то первым ворвался в исламский мир и стал усиленно его модернизировать, не спрашивая, а желают ли вообще местные жители перемен (пусть с нашей точки зрения, это перемены к лучшему). Так что эта книга - не столько впечатления консервативно настроенного теолога-иранца о жизни на Западе, но в принципе попытка сравнить традиционные исламские традиции, нормы и обычаи с западными, которые активно проникают в Иран (книга была написана в годы шахского режима, когда вестернизация была сердцевиной политики).

В общем и целом это то, чего я и ожидала - жёсткая критика западного образа жизни, исходя из норм ислама. Предсказуемо речь идёт о свободе нравов, потере престижа семейной жизни, алкоголизме, жестокости и неравенстве (отдельная глава посвящена апартеиду и распространению ислама в Африке). Не менее предсказуема и критика католической церкви, хотя в данном случае логичные аргументы отсутствуют - критика идёт от сердца, а не от мозга (оно и понятно). Неожиданно было встретить нападки на западную цивилизацию из-за любви к домашним животным, которые являются фактически членами семей и на которых тратятся огромные деньги. Никто, наверное, не будет спорить с тем, что обвешивать свою болонку бриллиантами - это маразм, но в принципе я не вижу в любви к собаке признака "упадка нравов".

Что при этом любопытно:
- автор критикует не всё подряд, по принципу "что русскому хорошо, то немцу - смерть", а достаточно здраво оценивает достижения и положительные стороны Запада; скажем, науку или педантичность и законопослушность немцев, которые никогда не сделают ничего такого, что могло бы помешать соседям; в этом смысле очень удачен пример Японии в самом начале - принятие и адаптация лучшего из того, что предлагал Запад, при сохранении собственных традиций;
- в своей критике автор опирается не только на цитаты из Корана, духовной литературы, мусульманских авторов, но постоянно обращается к самим же европейцам и американцам - как классикам, так и современникам; хитрый приём - мол, посмотрите, они и сами понимают, что всё плохо;
- иранскому обществу тоже достаётся, но в части европеизированной верхушки и интеллектуалов; создаётся впечатление, что быть умным и начитанным человеком вообще большая беда (впрочем, в этой мысли что-то есть, не зря она так популярна в самых разных культурах).

По итогу, книга будет любопытна тем, кто умеет абстрагироваться от себя любимого и кому интересна альтернативная точка зрения на мир, в котором он живёт.

P.S.: перевод оставляет желать лучшего.

Комментарии


Я насчёт домашних животных тоже не согласен, хотя в целом поддерживаю исламские ценности и культуру. Спасибо за увлекательную рецензию!


Мне интересна исламская культура, хотя насчёт того, смогла бы я в неё вписаться, не знаю.
Вам спасибо за отклик. :)


Если она без перегибов, то вписаться вполне смогли бы, думается) Главное - трезво!


"Если без перегибов" - это основное правило всего на свете. :)


но в принципе я не вижу в любви к собаке признака "упадка нравов".

Просто по канонам ислама, обитатели дома, порог которого пересекла собака, никогда не пересекут порог двери в рай. Я не знаю, идет ли это из Корана или просто такая мусульманская традиция, но помню, что читал про массовое неодобрение очень доброго советского фильма "Белый Бим, Черное ухо", который показали афганцам в бытность там Ограниченного контингента. Соседняя культура но те же самые традиции.


Всё не так строго и однозначно. В Коране собака упоминается исключительно как друг и помощник человека, противоречия внесли некоторые хадиссы, где есть указания на необходимость убийства чёрных собак, их нечистоту и т.д. Но хадиссы трактуются богословами по-разному, единого мнения нет. Кто-то воспринимает буквально, кто-то в переносном смысле и с учётом обстоятельств. Я бы сказала, что в данном случае автор нападает на собак по принципу "не сотвори себе кумира", ну и из-за того, что люди заводят домашних животных вместо того, чтобы рожать детей.


Обсуждали вопрос по поводу собак с одним имамом, большим любителем хадисов. По его словам в черной собаке, у которой нет ни одного белого волоска, сидит джин, поэтому не следует смотреть ей в глаза. На черных кошек это не распространяется. Кошка - вообще единственное животное, которое допускается в мечеть. Нежелательно держать собаку в доме по той причине, что если ее шерсть прикоснулась к одежде - то это "наджаса" - нельзя в этой одежде совершать намаз.
Собаку вообще по его словам нежелательно держать, если она не несет какую-либо службу сторожевую, пастушескую и т.д.
Это напомнило мне поучения моей бабушки, верующей мусульманки, которая говорила, что если собака сидит на цепи, то нельзя пройти мимо и не дать ей хлеба. Но запрещается кормить бродячих собак.


Спасибо за комментарий. Очень интересно. :)
Про шерсть я раньше не слышала, теперь многое стало понятнее. Получается, "не повезло" только собакам? Шерсть кошек и других домашних животных (хомяка, к примеру) отрицательно не влияет?


Отнюдь. Лишь кошка считается "чистым" животным. (Для содержания в доме.) Есть такой интересный нюанс касательно омовения перед совершением намаза. Если нет чистой воды, то можно делать т.н. "сухое омовение"(использовавшееся раньше арабами в пустыне), но если есть вода, которую лакала кошка, то предпочтительнее все же использовать такую воду. Вот тут уточняется любопытный момент: "если кошка пила эту воду спустя не менее часа с тех пор, как съела мышку."
Ага, так она мне и расскажет, когда она хряцать в последний раз изволила у нас в деревне.:0)
Но если говорить о "нечистых животных", то первенство, разумеется - у свиньи и собаки.
Тем не менее запрещено любое животное мучить; так же как и убивать без намерения съесть.
Так что удивили призывы убивать черных собак, о которых вы упоминаете.


Тема собак в Афганистане напомнила о фильме иранского режиссера - "Бродячие собаки". Осмелюсь вам его порекомендовать :) Общая тема фильма - невинность детей в несовершенном мире - перекликается с "Детьми небес" Маджиди, но по счастью этот фильм не является продуктом пропаганды духовных ценностей.


Спасибо. :) Буду иметь этот фильм ввиду. Я вообще интересуюсь иранской культурой-историей и т.д., но с кинематографом очень слабо знакома. Хотя вообще мало фильмов смотрю.


Понятно. :)
Да, возникают сложности в исполнении указания относительно кошки-мышки. :))

А про чёрных собак читала в Коране, почему-то впечаталось. Цитату сейчас точно не вспомню, надо поискать.