Больше рецензий

12 мая 2016 г. 12:41

613

3.5

Бронепоезда - это квинтэссенция гражданской войны в России. Огромные расстояния, растянутые линии фронтов, малое количество войск, не позволяющее контролировать обширные площади - все это приводило к ожесточенной борьбе за железную дорогу и ее узловые станции. Лучшим оружием в этой борьбе были бронепоезда. И если существует бог (или злой дух) гражданской войны, то вместо ног у него бронепаровозы, вместо рук - блиндированные вагоны, пара угольных тендеров вместо задницы и орудийная башня на месте головы.

Бронепоезда - это такое оружие массового поражения времен Гражданской, причем поражение относится ко всем - не важно, вне бронепоезда ты находишься или внутри. Как клепанные джаггернауты, бронепоезда проносились по железным дорогам страны, снося все на своем пути, брали города, разрушали станции, шквалом огня обращая в бегство пехоту и конницу. Многое в бронепоездах роднит их с кораблями: как на море, там часто гибли офицеры, узкое пространство сближало их с командой, они высаживали абордажные (пулеметные) команды для захвата других бронепоездов и станционных зданий. Недаром большевики комплектовали составы своих бронепоездов матросами с Черного и Балтийского морей.

Примерно две трети книги занимает очерк-компиляция "О бронепоездах Добровольческой армии" за авторством подпоручика Власова. Насколько я понял, это сборник статей, изданных офицерами-галлиполийцами в 1957-1964 годах и основанных на по крупицам собранном материале из первых рук. Очень подробный рассказ о том, какие бронепоезда в каких боях участвовали на Южном фронте в 18-20 годах, значительная масса мелких подробностей, которые могли быть получены только от непосредственных участников: какие офицеры где служили, как погибли, какие станции были захвачены, сколько снарядов потрачено, как ремонтировали и тому подобное. Текст, конечно, не шибко увлекательный, однообразный и где-то даже скучный, зато насыщенный информацией до предела - впрочем, он и задумывался, судя по всему, как некоторый оммаж павшим товарищам.

Оставшаяся треть книги - это сборничек маленьких рассказов-воспоминаний десятка различных участников Гражданской войны об их опыте службы на бронепоездах; в отличие от обезличенной компиляции Власова эти воспоминания более эмоциональны - стоит отметить шестнадцатилетнего добровольца Липеровского, ставящего восклицательные знаки так же часто, как и russischergeist - и несут значительно меньше фактического материала и больше личных впечатлений. Многие из этих отрывочков, к сожалению, почти повторяют статью Власова и относятся к Южному фронту, за исключением мемуаров подполковника Мейбома, воевавшего в армии Колчака. Увы, анализа в книге нет, общерусского контекста - кот наплакал, так что книга напоминает творение Шишова о военных действиях в Персии в Первую мировую: материал уникальный, но подан очень небрежно.