Больше рецензий

nata-gik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 мая 2016 г. 17:44

179

3 Не бейте меня, я не люблю женскую прозу

А это квинтэссенция "женскости" во всем. Единственный мужчина, ощутимо присутствующий в этом романе – Бах. Ни отец, ни сын почти никакого следа после себя не оставляют. И конечно эмоции описаны именно женские. Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что это это банальные "сопли" – нет, эмоции описаны хорошо, достаточно оригинальный способ сочетания мыслей, воспоминаний и чувств с музыкой. Но почему-то меня эта тональность с комком рыданий, застрявшем в горле, жутко бесила.

Я постараюсь не раскрывать вам детали сюжета, но то, что за этими попытками зарыться в музыку скрывается глубокая трагения, понятно с первых страниц. Ты читаешь и знаешь, что вот эта пастораль закончится плохо. Но кроме этого знания, базирующегося на логике литературы, ничего в самом произведении читателя не подталкивает к страшному. Милые моменты перемежаются с чуть сложноватыми, но на поверку тоже достаточно обыденными жизненными проблемами. Понятно, что в жизни чаще всего так и бывает, что "ничто не предвещало". Но это художественное произведение, и нужно создавать определенное настроение у читателя. И автор тут поступила именно по-женски: она нарисовала совершенно идиллическую картину, которую потом резко смяла и разорвала. И только на этой слишком высокой ноте, слишком громком аккорде привлекла к себе внимание.

Ближе к концу романа я вспомнила недавно прочитанный шедевр "Шум и ярость", где пусть приблизительно, но похожая канва. Тоже ясен трагический финал, к которому ведут разрозненные воспоминания, пронизанные добром и во многом радостью. Но там холодный ужас как проникает в тебя почти с первых страниц романа, так и не отпускает до конца. Автор протаскивает читателя через глубочайшие эмоции, но так тонко прописанные, что ты поневоле забываешь, что читаешь художественное произведение, а не думаешь и чувствуешь то, что написано. Тут же фиктивность происходящего для меня была слишком очевидной, из-за чего я так и не смогла преодолеть остраненность от всего происходящего. Знаете, чем громче крик, тем меньше за ним замечаешь сути.

Странно, но со мной так происходит почти со всеми авторами-женщинами (хотя опыт у меня небольшой). Все у них (у нас) нарочито, все слишком надрывно, даже истерично. Это не негативная характеристика, многим нравится такой тон и такой подход. И классическая женская проза всегда находит своих читателей во многом благодаря своей повышенной эмоциональности. Но во мне эти произведения не находят отклика. Как слово "люблю", повторяемое миллион раз по поводу и без.

C.R. Обложка чудесная в смысле своего идеального соответствия сюжету и сути романа. Кстати, если бы эта книга не досталась мне бесплатно к большому заказу Лабиринта, я бы ее во многом благодаря обложке никогда не купила.
Родная обложка в единственном варианте, по сравнению с нашей, достаточно безликая.
картинка nata-gik