Больше рецензий

18 мая 2016 г. 15:01

1K

4.5 Руководство по выживанию современного человека в мире цифры

Меня часто посещает мысль о том, что я живу в будущем: мы общаемся друг с другом через устройства без проводов; стоит мне захотеть, и я могу записаться на учебный онлайн курс в Кембридж; в моём кармане лежит устройство, с помощью которого мне доступны терабайты информации со всего мира… И это только часть нашего «настоящего цифрового будущего»!..




ЗАМЕТКА НА ПОЛЯХ №1 – АКТУАЛЬНОСТЬ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВЫХОДА КНИГИ


Сначала о плюсах.

Я рада, что качественные научно-популярные книги стали писаться нашими российскими соотечественниками. Во-первых, зачастую рекомендации от американских авторов научпопа типа «как сделать свою жизнь лучше», русскому человеку совершенно не подходят. А во-вторых, стиль зарубежных авторов больше похож на муссирование одной-двух мыслей (причём, зачастую банальных) на протяжении всей книги; наши же авторы научпопа стараются в одну книгу вложить как можно больше информации. Поэтому вариант русской научно-популярной книги мне нравится гораздо больше.

Если говорить кратко, то Кирилл Николаев и Шекея Абдуллаева поставили перед собой непростую задачу – разъяснить читателям опасность перегруза информационной средой.

Хочу отметить тот факт, что авторы действительно постарались на славу: они не только разъяснили плюсы и минусы цифрового мира, но и обратились к научной стороне рассматриваемого вопроса. Так, в книге подробно описывается разница между понятиями «информация» и «знания» (кстати, именно по этой причине я купила эту книгу – пишу сейчас монографию по схожей проблематике); рассказывается, чем отличается кратковременная и долговременная память; показывается опасность клипового мышления и т.д.

В общем, эта научно-популярная книга действительно написано качественно. И её смело можно рекомендовать студентам и педагогам.

Пятилетние дети уверенно пользуются компьютерами только потому, что имеют дело с примитивным устройством, очень простым в обращении.


Ещё о плюсах. Я любитель кодирования информации, поэтому схемы в книге кажутся мне уместными и полезными. Схем много, и они реально помогают лучше вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

Пример:

картинка valeriyaveidt


Однако в книге есть существенные недочёты.

Так, в тексте встречается описание некоторых экспериментов, но никаких данных о том, кто проводил их и зачем, какова была выборка и как расценивать полученные результаты, - нет (с. 13, 122, 227 и др.).

Ещё. Авторами введено в научно-полярную терминологию совершенно новое понятие «интеллектуальный инсульт». Хочу отметить, что введение нового термина требует не только его определения, которое, кстати, представлено очень размыто, но и научного обоснования (а оно отсутствует). Дело осложняется тем, что Кирилл Николаев и Шекия Абдуллаева претендуют на то, чтобы использовать данный термин в контексте одной из стадий болезни, связанной с зависимостью от цифрового мира (с. 163).




ЗАМЕТКА НА ПОЛЯХ №2 – О ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ


Я заметно оживилась, когда авторы в последней главе своей книги подняли вопрос о роли информационных технологий в системе современного образования.

Те, кто всерьёз поверил тезису «Не нужно ничего учить, потому что вся информация есть в интернете», окажутся беспомощными и проиграют. Потому что люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. И нам кажется, что это справедливо.


Так, авторы приводит действительно наглядный пример того, что сотрудники Кремниевой долины стараются отправить учиться своих детей в школу без компьютеров и интернета – Waldorf of the Peninsula. Эта школа по современным меркам имеет старомодную/устаревшую образовательную среду – доски с цветными мелками, книжные полки с бумажными энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты, - ручки, карандаши, фломастеры, краски, глина и т.п. Самое главное, в этой школе нет ни одного компьютера и, конечно, отсутствует доступ к интернету. Более того, их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

картинка valeriyaveidt


картинка valeriyaveidt


На фотографиях: естественный процесс обучения в Waldorf of the Peninsula (все фотографии взяты с официального сайта школы).

Кстати, если вас заинтересовало, что эта за школа, то почитайте профессионально-педагогическую литературу про вальдорфскую педагогику.

Кроме того, авторами поднят очень актуальный на сегодняшний день вопрос о роли учителя в современной системе образования, когда компьютер может выступать основным источником информации для ученика. Считаю, что главу 15 этой книги надо читать абсолютно всем учителям и руководителям системы образования.

Однако из того, что способно дать образовательное учреждение, основная ценность – общение с личностями, взрослыми людьми, которые учат думать, спорить, сомневаться, отстаивать свою позицию, формируют навыки критического мышления, вдохновляют своей увлеченностью.


А вот за следующую фразу в книге я готова похлопать авторам стоя:

Сочетать развлекательный и образовательный контент – по сути то же самое, что совмещать вечеринку и деловую встречу в офисе.





ЗАМЕТКА НА ПОЛЯХ №3 – ВЗЯТЬ НА ВООРУЖЕНИЕ ПРЯМО СЕЙЧАС


Если оценивать содержание книги с позиции личной пользы, то я бы поставила книге 5 баллов из 10 по той простой причине, что большинство рекомендаций по эффективной организации личной цифровой среды, мне знакомы не понаслышке – до большинства приёмов (способов) я дошла собственным путём проб и ошибок.

Однако некоторые рекомендации показались мне интересными и потому пригодными. Делюсь:

1) навсегда отключить звуковые уведомления на мобильных приложениях: теперь мой телефон нем, как рыба, и потому не отвлекает меня каждый раз, когда кто-то прислал мне сообщение в Facebook, на Viber и т.п.;
2) вставать под звук настоящего будильника, а не мобильного телефона;
3) первые два часа после пробуждения не брать телефон/планшет в руки;
4) хотя бы раз в две недели устраивать информационный детокс – отказ от цифровой техники на выходные;
5) стараться пользоваться при разговоре по мобильному телефону гарнитурой – усталость в конце дня гораздо меньше, да и руки свободные.

... если не управлять потребляемой информацией, то никогда не стать счастливым.





ЗАМЕТКА НА ПОЛЯХ №4 – ОБ ОФОРМЛЕНИИ КНИГИ


За что люблю издательство «Манн, Иванов и Фербер», так это за высокое качество издаваемых ими книг. И если содержательно на вкус и цвет – фломастеры разные, то эстетическое удовольствие оформление почти любой книги этого издательства однозначно доставляет!

Бумага мелованная – пальцы радуются, шрифт не большой и не маленький – как раз то, что нужно нашим уставшим глазам, обложка – настоящее произведение искусства и даже закладочка есть, что очень удобно, кстати! Одним словом, читайте книги и наслаждайтесь самим процессом!

Но в данной книге меня, как истинного перфекциониста, смутило отсутствие выравнивания текста по ширине странице. Причём, перенос текста по слогам оформители всё же оставили. На мой взгляд, получившаяся «лесенка» с правой стороны каждой страницы несколько портит общее впечатление.




ЗАМЕТКА НА ПОЛЯХ №5 – ВЫВОДЫ


Читать:
- всем, кто работает в системе образования;
- родителям, дети которых с трёх лет не выпускают телефон/планшет из рук;
- руководителям, желающим, чтобы их сотрудники работали более эффективно;
- людям, чувствующим, что информационный мир пожирает их личное время.

Комментарии


Прекрасная рецензия! Редко читаю отзывы на книгу, пока не прочту сама, но тут как то само самой получилась и я не разочаровалась. О книги говориться, но не пересказывается. И самое главное осталась интрига))) Спасибо. Книгу буду читать обязательно. Как мама одиннадцатилетней дочери.


Спасибо вам за отзыв! Приятного чтения!


Испытала эстетический и когнитивный оргазм от рецензии. Очень четко все расписано и разложено по полочкам, спасибо! =) Книгу буду читать точно.


И вам спасибо! Думаю, что не пожалеете потраченное на книгу время.


Да, книжка отличная!
Только вот мне кажется, что далеко не все руководители захотят отказаться от доступа к своим работникам 24 часа в сутки. И сами так не будут делать.
Это скорее личный опыт и наблюдения.


Согласна! Но мне, на самом деле, больше понравилась идея авторов о том, что нельзя требовать от человека в нерабочее для него время выполнение заданий за катастрофически мизерное количество времени.

Сама работаю в гос. структуре и прекрасно знаю, что "срочные" отчёты на самом деле могут потерпеть до утра...

И ещё одна идея показалась мне очень добротной: так, от высококлассного специалиста не будут требовать 24-часовой доступности. Скорее, 24-часовой доступности будут требовать как раз-таки от рядового сотрудника, отвечающего за определённую сферу деятельности. Чем выше компетенция специалиста, тем больше ему поблажек.


Я вообще скажу, что в малое время ничего нельзя требовать от работника)
Если задания будут продуманные и чётко структурированные и выполнять их будут те люди, которые могут это сделать, то и работа будет в радость и хорошо сделана. А ещё 8-часовой рабочий день - это много.
И да - становимся руководителями :D


А ещё 8-часовой рабочий день - это много.


Да будет так!))


Я что-то не поняла вот эту цитату:

Сочетать развлекательный и образовательный контент – по сути то же самое, что совмещать вечеринку и деловую встречу в офисе.

То есть они считают, что образование не может включать в себя развлекательного контента? Не дожно стремиться быть занимательным? Очень сомнительное утверждение.


Не согласна. Знаете ли вы хоть одного человека, который выучил бы иностранный язык только благодаря, например, приложению Lingualeo?..

Тут несколько другой смысл подразумевался: знания и информация - абсолютно разные категории. Так, получение информации зачастую связано с эмоциональной сферой, а вот формирование знаний - дело сложное, оно требует множества усилий и включения не только эмоциональной сферы, но и интеллектуальной, сфер внимания, памяти, речи и т.д. Чувствуете разницу? Кстати, в книге об этом неплохо написано для научпопа.

Спасибо за внимание к моему отзыву!


В дополнение комментария Валерии: просто в книге говорится о том, что человек в этом случае стремится к развлечениям, а не к трудной мозговой деятельности.
Ещё пример приводится хороший: человек, изучающий язык в кафе, не продвинется в своём начинании, если после кафе он не придёт домой и не будет учить третью форму глаголов (а заодно и фразовые глаголы - добавлено от себя). :D


Но нужно не забывать и о том, что человек, который учит третью форму глаголов, но не ходит в кафе, продвинется в изучении языка немногим дальше.
Я здесь исхожу из того, что в нашем школьном образовании перекос именно в эту сторону - школьники, даже отличники, усваивают кучу формальных знаний, но при этом не осваивают их эмоционально, не понимают, какой смысл имеют эти знания для их реальной жизни.
Поверьте. когда я даю школьникам задачи на материале их любимых игр, например. математические понятия усваиваются куда успешнее и прочнее.


Согласна! Но одно дело давать учебный материал на базе интересов детей (и здесь я вас поддерживаю полностью) , а другое дело заменять обучение развлечением. Тут важен баланс.

... даже отличники, усваивают кучу формальных знаний, но при этом не осваивают их эмоционально, не понимают, какой смысл имеют эти знания для их реальной жизни.


А это проблема, скорее, не школ, а уровня профессионализма учителя. Хотя, проблема практикоориентированности школьного обучения была и остаётся. Ну лучше уж направленность на усвоение фундаментальных знаний, нежели на отработку бытовых умений, на мой взгляд.


Да будет побольше таких учителей и преподавателей!)


Поддерживаю!


нет мы так не считаем. не путайте развлекательный и занимательный это не одно и тоже. проблема Edutainment (entertainment + Education) в том, что подменяя занимательный на развлекательный идет перекос в развлечение а это про другой способ (пассивный) потребления информации, о чем подробно описывается в книге.


Валерия, спасибо за прекрасный и структурированный отзыв, рад что вам понравилась наша книга.


Спасибо вам за ваш труд! Прекрасная работа! Жду новых книг!