Больше рецензий

21 июня 2016 г. 00:38

1K

5 Когда старики себя убивают, города умирают

И тут меня пробило написать рецензию. Книгу читала в глубоком детстве, но такое количество раз, что помню замечательно.

Наверное, мне бы и в голову самой не пришло читать нечто подобное (вот сейчас смотрю карточку автора, вижу, что он создатель бесконечного борно-забвения, борно-идентифицирования и борно-насилия и что-то в моей душе тонко визжит на одной ноте: Аааааа!), потому что уже в далёком детстве я питала крайнее подозрение к шпионской литературе, вылившееся во взрослом возрасте в определение: ненавижу мэрисьюизный гламур. И вот мальчиковый гламур, когда супер-крутой мэн стреляет из крутых стволов, ездит на крутых колёсах и трахает крутых тёлок вызывает у меня всё тот же визгливый крик: заберите это от меня! Я не до такой степени инфантил, как вы полагаете! Но "Мэтлока" мне посоветовали родители и, надо сказать, с выбором они не прогадали, книгу я перечитывала раз за разом.

Сейчас понимаю, что язык произведения простоват. Зато умение выстраивать эпизоды и давить на эмоциональность у Ладлэма на высоте. Спецслужбы обращаются в Карлайлский университет. В кабинет ректора вызывается его секретарь и один из преподавателей - Джеймс Б. Мэтлок. Спецагенты рассказывают, что именно карлайлская группа захватила сейчас наибольшую власть в мафиозных кругах, именно их университет является центром, откуда распространяется весь траффик наркотиков. Через три недели должна состояться встреча наркозаправил страны и у спецслужбистов есть пропуск на эту встречу - бумага на олтремонтанском диалекте. Агенты просят руководство университета оказать влияние и помощь в том, чтобы выяснить, где состоится встреча, а так же, кто является главой карлайлской группировки - некий человек, который называет себя Нимрод. Карлайлская группировка существует уже много лет, но именно тот Нимрод, который правит сейчас, является наиболее жестоким и опасным из всех. В качестве завлекалочки бумага-пропуск отдаётся Мэтлоку. Не так давно от передозировки у Мэтлока погиб брат и спецагенты намерены загребать жар чужими руками: надеясь на жажду мести Мэтлока, они будут использовать его как засланного казачка в университете, а также, возможно, как наживку.

Это типичный сюжет "один против всех", так как на Мэтлока быстро выходит не только мафия, но и подкупленные люди из спецслужб. И для Мэтлока становится важным проникнуть в подпольный мир, о котором он до того не имел представления. И выжить. Так как эта встреча в кабинете ректора попросту нарисовала мишень на его спине.

Простой язык книги не только не портит впечатления, но даже помогает проникнуться происходящим, благо у персонажей достаточно прошлого, чтобы можно было в полной мере вообразить их настоящее. Манера Ладлэма несколько излишне энергична и лаконична, но в детстве мне это чтения не поганило, а сейчас я слишком глубоко под ностальгическим туманом.

В таких книгах интереснее всего изобретательность героя, который пытается не только выжить, но и переиграть шахматную партию к собственной пользе. И вот тут роман действительно на высоте. Да, как во всех книгах подобного сорта, у героя слишком высок скилл выживаемости, но так как Ладлэм не пытается в мартисьюизм, то Мэтлок не выглядит пуленепробиваемым Джеймсом Бондом - он всего лишь человек, которому везёт в награду за то, что он постоянно настороже и постоянно ищет всё новые и новые способы оторваться от преследования и начать выигрывать в затеянной им войне.

В книге будет и поход по подпольным казино, чтобы примелькаться и стать своим, попытка нанять личную армию в охранном агентстве, пока те не поймут, насколько велики те жернова, которые пока не смололи их клиента только потому, что он слишком мелкая и лёгкая песчинка, попытки разговорить кого-то из преподавательского состава (что приведёт к смерти одного из старейших профессоров университета и появлению на страницах той самой словацкой поговорки, которую я вынесла в заголовок рецензии), а также понимание, насколько глубоко зашла коррупция в университете, поставляющем студенток для борделей.

Будет и финальная схватка с главным злодеем, которая не вызовет моего раздражения, потому что преподаватель вовсе не возьмёт в руки гранатомёт, поливая огнём всё живое. Хэппи-энд в семидесятых годах, в самый пик популярности сюжета, где одиночка противостоит обществу, был не особенно-то принят, однако выбранный жанр и сама композиция (как писал Стивен Кинг в пособии: никто не захочет читать длинный роман, где в конце героя съедят свиньи) произведения предполагали радужное завершение истории. Ладлэм выбрал золотую середину, переведя к финалу своего героя из роли охотника, стремящегося не стать жертвой, в роль свидетеля. И тем самым финал приобрёл ту реалистичность, которой мне потом стало отчётливо не хватать в голливудских фильмах, где злые парни обладали столь нежной конституцией, что вымирали целыми преступными кланами от одного запаха крутого мэна с базукой.

Мне хочется восторгаться, но весь мой восторг заключён только в высшей оценке, которой я наградила свои детские воспоминания об остросюжетном триллере. Реальность такова, что "Бумага Мэтлока" - триллер с довольно стандартным языком. Но при всём том, не забивай мне восприятие мои детские эмоции, я бы всё равно дала книге 4,5 балла. Герои очень живые, сюжет изобретателен, а недостаток описаний искупают прекрасно выстроенные эпизоды, свидетельствующие о хорошем вкусе автора, о понимании, где стоит поднажать с эмоциями, где отодвинуть героя на задний план, а где ввести погоню. Быть может, я просто слишком строго сужу книгу только из-за того, что ценила её в слишком юном возрасте. Быть может, хороший вкус автора и равен прекрасному писательскому мастерству.