num

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июля 2016 г. 23:30

841

4 Модный оккультизм и культурное колдовство

Далекий 2002 год. 11 класс специализированного лицея, физ-мат профиль. Получив по философии высший балл (12, конечно же), я всерьез собралась поступать на факультет "история и история религий". И пока все зубрили физику, алгебру и геометрию, я сидела в читальном зале с Мифологическим словарем и Александр Мень - История религии. На закуску, в распечатанном виде - Антон ЛаВей - Сатанистская Библия. Хотя вру, ЛаВей уже в университете прочно вошел в мою жизнь. Трилогии Элиаде "История веры и религиозных идей" на тот момент у нас в библиотеке не было, и, может быть, я бы не сдалась так легко, если бы у меня появилась толковая настольная книга по интересующей теме.
Спустя 14 лет для знакомства с автором я снова же не рискнула начать с трилогии, решила обойтись малой кровью. Так вот, я бы назвала сборник "Оккультизм, колдовство и моды в культуре" мотивирующим. Нет, не настолько мотивирующим, чтоб получить второе высшее по истории религий, но достаточным стимулом для знакомства с автором.

Дальше...


Итак, Мирча Элиаде, выдающийся специалист по истории религии, неплохой писатель и настоящий румын. Прям вижу, как он, разбирая кипу бумаг, раскладывает их на стопки: "напечатано", "не печатать", "пора издать новую книгу". По принципу последней стопки этот сборник и сформирован, поскольку никакой связи между отдельными главами особо и нет. Отдельные, совершенно отдельные, и каждой - хочется больше. Предполагалось, что эти главы являются некими переработанными лекциями, которые Элиаде читал для студентов. В комментариях сказано, что они были подготовлены для не специалистов в этой теме, потому могут быть понятны и интересны широкому кругу читателей. Нет, не будут. Поверьте на слово. И это я распишу по пунктам.
1. Терминология. Да, для каждого мало-мальски образованного человека понятно будет 50/50. Для 90% понимания надо уже чуть побольше, например, внимательно прослушанный курс философии и религиоведения. Оставшиеся 10% - ок, гугл, что такое иерофания? Временами приходилось отрываться от книги и садиться читать статьи по философии, разъяснявшие то или иное понятие.
Пример: Действительно, можно сказать, что, за исключением орфизма, платонизма и гностицизма, в ближневосточной и европейской антропологии идеальный человек понимается не как чисто духовное существо, но как дух, воплощенный в теле.
И начинаешь читать, что ж там гностики думали о идеальном человеке?
2. Язык. Элиаде - интеллектуал, который годами оттачивал умение выражать свои мысли. Это его плюс, но это же и минус. Потому как писал он для таких же интеллектуалов. Да еще и не ставил для себя такой цели, как написать научно-популярную книгу в современной ее трактовке.
Пример: Парадокс взаимной интерпретации символов и метафор жизни посредством символов и метафор смерти привлекает внимание многих психологов, лингвистов и философов, но до сих пор (по крайней мере, насколько мне известно) ни один историк религий не внес значительного вклада в эту дискуссию. Возможно, однако, именно историк религий смог бы разгадать смысл и понятия, ускользающие от других ученых.
3. Тематика. Жизнь и смерть - это интересно многим. А вот погребальные обряды племен, затерянных где-то-там-херн-знает-где, ну вряд ли... Там, где про секс - дело веселее, но не намного. В общем, любителей "Интересной газеты" книга вряд ли заинтересует. Я, конечно же, исключение. Люблю Интересную газету.
Пример: Но в тайных тантристских обрядах наблюдаются и другие параллели с некоторыми гностическими ритуалами. В традиции индуистского тантризма maithuna не обязательно предполагает удерживание semen virile.
4. Отсылки к другим авторам. Мартин Хайдеггер, Клод Леви-Строс, Пьер Тейяр де Шарден, Антон ЛаВей и много других, имена которых, в отличии от вышеназванных, очень мало мне говорили. И о каждом так, что ручки чешутся прям сейчас открыть почитать.
Пример: По поводу критической оценки неопозитивизма Леви-Строса см. Gusdorf G. Situation de Maurice Leenhardt ou l'ethnologic francaise de Levy-Bruhl a Levi-Strauss // Le Monde Non Chretien. July/December 1964, no 71/72, pp. 139-92. См. также Ricour P. Symbolique et temporalite // Ermeneutica e Tradizione. Kd. Enrico Gastelli. Rome, 1963, pp. 5-31; Fessard G. S.J., Symbole, Surnaturcl, Dialogue. // Demitizzazione e Morale, ed. Enrico Gastelli. Padua, 1965, pp. 105-54.

И, совсем кратко, о содержании книги. Состоит сборник из 6 частей, обильно украшенных библиографией (обильно - это не то слово, ссылок 300). Библиография сама по себе заслуживает внимания, поскольку там действительно можно найти что почитать, ну и конечно же, почти ничего из этого не переведено на русский.

По главам:
1. МОДЫ В КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
Подозреваю, что именно эта глава вызывает больше всего вопросов (и больше всего пополнила мой виш-лист). Как по мне, то тема заслуживает отдельной книги. Кратко, очень кратко, рассказано об эволюции того, во что было модно верить последние 100 лет. И не просто рассказано, а с конкретными тезисами, почему сейчас и почему именно это. Учитывая время написания (а это 70-е годы), многое осталось вне поля зрения автора. а жаль, я бы с удовольствием почитала о 21-м веке.

2. МИР, ГОРОД, ДОМ
Вот знаете, заметно, когда давят эрудицией. Вся глава посвящена тому, как первобытные ( и не очень) люди реализовывали истину "мой дом - моя крепость". Ну а еще - как хорошо живется там, где твой дом воплощает в себе весь мир.
Если расширить предыдущую трактовку, то еще и интересно почитать о космогонической модели построения города, а также о различии и подобиях космических и библейских религий. О, как много умных фраз я выучила.

3. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ
Об этом можно говорить вечно, и читать вечно. Как по мне, то лучшая часть книги. Как видели смерть древние, в чем смысл погребальных ритуалов, куда после смерти кто отправиться - и все это снова же достойно отдельной книги.
Если совсем кратко изложить ее суть, то мы придем к очень древнему мифу о Камне и Банане.
В самом начале земля была совсем близко к небу, и Создатель спускал свои дары людям с помощью веревки. Однажды он спустил им камень. Но предки не пожелали принимать камень и обратились к своему Творцу: "На что нам этот камень? Дай нам лучше что-нибудь другое". Бог согласился; через некоторое время он спустил им банан, который они с радостью приняли. Тут предки услышали голос с неба: "Раз вы выбрали банан, то ваша жизнь будет подобна жизни банана. Когда на банановом дереве вырастает новый побег, старый ствол умирает; так же и вы будете умирать, а ваше место займут ваши дети. А если бы вы выбрали камень, то ваша жизнь, подобно жизни камня, была бы неизменной и бессмертной.
Ну и конечно же, автор не смог умолчать об извечном конфликте между желание жить полной жизнью и бессмертием. Восхитительная часть.

4. ОККУЛЬТИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Выше я уже поясняла, что значит - современный, и что охват только по 70-е. Однако исчерпывающе рассказано, от чего и куда идет любовь ко всему тайному. Я даже уловила нотки сарказма. Ну и выловила одно имя, которое желаю узнать ближе - Рене Генон.
А вообще, суть этой главы сводиться к тому, как люди ищут смысл своей жизни. Ну или оправдание ее бессмысленности.

5. НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ПОВОДУ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧЕРНОЙ МАГИИ
Румын - он и в Америке румын. Поскольку в этой части вся Европа сосредоточена в Румынии, то об интересующей всех инквизиции и ведьмах сказано прискорбно мало. Самое любопытное, что основная книга, на которую опирается Элиаде, тут же им и опровергается. Для тех, кому интересно - Маргарет Мюррей «Культ ведьм в Западной Европе». Но учитывайте, что авторитетный автор не стесняясь называет ее бредом. Но интересным.
Румынская же часть - ну очень румынкая, однако я уже знаю, кто такие стригои на самом деле, а не по версии Академии вампиров (да, я ее читала. Всю)

6. ДУХ, СВЕТ И СЕМЯ
О Боже, дай мне сил, и терпенья одолжи... прочитать громадное переливание из пустого в порожнее того, что есть свет. Порадовали только вклинки о крайне любопытных сексуальных обрядах, "после того, как выключили свет". Ну и наконец то я поняла смысл тантрического секса. Очень много об Индии, очень много о семени.

Вот такое вот знакомство получилось. Кстати, я поступила на физ-мат. Потому что на специальность "физика" брали без экзаменов и собеседования, а на "историю религий" надо было все учить и сдавать. Поленилась. И не жалею. Ну какой из меня историк?

Комментарии

В умении выражать свои мысли Мирча реально крут. Но да, научка у него не для всех.

+1 11.07.16

Ну вот точно не научно-популярная книга, хотя я, признаюсь, ожидала именно такую. Спасло только то, что база есть для понимания темы.

+1 11.07.16