Больше рецензий

18 июля 2016 г. 01:34

854

3 Зачем? О чём? И Почему?

Мартин Линдстром, пожалуй, признанный мастер своего дела. А дело его – маркетинг, реклама и исследования в соответствующих областях. Линдстром стал известен после своей дебютной книги «Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя», которая почти мгновенно (не из-за хорошего ли маркетинга?) захватила все книжные ТОПы. Сам автор признается, что написал «Вынос мозга» только потому, что предыдущее его творение имело заметный успех. Что ж, посмотрим, что получилось на этот раз…

Отрицательные моменты:

«Вынос мозга» - это не книга по саморазвитию, не учебное пособие по маркетингу, не увлекательная полуигровая поучительная история о нашем сознании, не руководство по обращению с брендами. Я, честно говоря, с трудом понимаю, как это назвать. Тут вам и психология, и собственно маркетинг, и нейрохирургия и еще черт знает что. Анализируя прочитанное, легко потеряться в целях, которые преследовал автор.

Во-первых, текст наполнен достаточно сложной терминологией (от таких словечек как «брендообсессия» и «прайминг» до «аддиктивности» и «ониомании»), которую воспринять человеку, далекому от маркетинга в научном понимании, сложно. Однако, в то же время книга не увлечет профессионалов, потому что рассматриваются весьма посредственные темы. Я бы сказала, что основной аудиторией «Выноса мозга» должны стать студенты соответствующих направлений. Ни более ни менее.

Во-вторых, скучно. Не всегда, но моментами. Просто скучно. Я очень увлеченный вышеописанными темами человек, однако, многие истории меня совсем не занимали. Не знаю, винить мне в этом переводчиков или самого Линдстрома, но написано пресно, хотя видно, как старательно автор пытался быть ближе к читателю своим языком. Открывая каждую новую главу, ты читаешь название и думаешь: «вот тут сейчас будет реально интересно!», но снова начинается какая-то вязкость и серость.

В-третьих, что тесно связано с предыдущим абзацем, катастрофически много воды среди всех этих тщетных попыток завлечь нас в мир удивительного маркетинга. Кажется, в Мартине умер хороший бульварный романист. Полно жизненных историй, ненужных воспоминаний писателя и каких-то «левых» имён, - создается впечатление, что книга написана отчасти для друзей автора, чтобы поностальгировать за пинтой пива в баре, да поплакать о минувших годах.

В-четвертых, почти отсутствуют качественные примеры, которые раскрыли бы все описанные в книге маркетинговые явления, тактики и стратегии. Справедливости ради замечу, что хорошие «реальные случаи» все-таки встречаются и даже кажутся увлекательными, однако, после книги Эла Райса и Джека Траута «Позиционирование: битва за умы» истории Линдстрома кажутся «слабенькими».

И наконец последний пункт отрицательных моментов я с огромным удовольствием адресую редакторам и корректорам издательства «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР». Такого я еще не видела. Опечатка на опечатке, опечаткой погоняет. Забытые буквы, окончания, даже перепутанные союзы! В общем, я тут всё подсчитала – за книгу мной отдано 800 рублей, за корректуру, которую я провела в ходе чтения, издательство мне должно месячную зарплату редактора.

Думаю, что лицам, увлекающимся маркетингом, студентам, все-таки эту вещь прочесть стоит. Ибо есть тут и ряд положительных моментов:

Пункт первый. Особо любознательные ребята неплохо пополнят свой словарный запас. Если вы читаете «Вынос мозга» и умеете пользоваться Википедией, то «на выходе» мы получим вооружённого всякими «брендообсессиями» ниндзя маркетинга.

Пункт второй. Разберётесь в себе. Линдстром, несмотря на все свои лирические отступления, действительно заставит читателя подумать о своей потребительской жизни. Однако, не совсем понятно, какую сторону он поддерживает – сначала тебе кажется, что бренды – есть всепоглощающее зло, потом из уст самого же автора понимаешь, что без брендов ты не сможешь размножаться, питаться, и хоть как-то существовать. И вообще, тебе от них не спрятаться, не скрыться, смирись. Так и подано это всё, правда.

Третий пункт, в который я не знаю даже что писать… Ну, например, в тексте присутствует очень много рекомендаций. Кино о маркетинге, книги, даже музыка. Тут с опытом Линдстрома не поспоришь, он знает, что стоит почитать, а поэтому я уже пополнила библиотеку парой рекомендованных им книг (надеюсь, они будут подинамичнее этой). Среди таких рекомендаций: «Тайные манипуляции» Вэнса Паккарда, «Чему не учат в Гарвардской Школе Бизнеса?» Марка МакКормака, «Предсказуемая иррациональность» Дэна Ариели. Всё крайне полезно, а потому скажу Линдстрому спасибо.

Четвертый пункт (да, будет даже он). Не могу оставить без внимания исследование, которое автор провел со своей командой. Это очень масштабный проект, реалити, о котором Мартин очень динамично и интересно пишет (проснулся в конце книги). Именно исследованию партизанского маркетинга посвящена последняя и самая интересная глава. Поэтому, можно сказать, последние 20 страниц впечатляют и увлекают.

Заключение:

Минусов у нас фактически оказалось больше, чем плюсов, однако, справедливости ради замечу, что один из отрицательных моментов ложится на плечи издательства, а не автора непосредственно. Поэтому можно сказать, книга получилась годная, и имеет место быть в любом случае. Рекомендовать ли к прочтению… Сложный вопрос. Скажем так, попытка не пытка. Если вы когда-нибудь решите прикоснуться к миру маркетинга с помощью этой книги, но вас не увлекут первые 25 страниц, то, поверьте, дальше интереснее не станет.