Больше рецензий

aldanare

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июля 2016 г. 20:11

486

3

Этот роман как будто писали, вырывая друг у друга клавиатуру, Фредерик Бегбедер и Амели Нотомб, хотя Бегбедер победил. История встречи двух одиночеств - депрессирующего наследника нефтяных миллиардов и юной несчастной wannabe - отдает французским духом в том смысле, что доминирующим аккордом этого парфюма оказывается отрыжка полупереваренным Сартром. Экзистенциальная тоска и тотальная неуверенность в собственной реальности, очень актуальная в эпоху реалити-шоу и власти медиа, пропитывает этот захлебывающийся истеричный текст, начатый многостраничным монологом героини с рефреном "Ненавижу...", выстроенным по всем правилам риторики.
Самое забавное - и читателю это видно с самого начала книги - что провинциалочка Манон, презирая своих сверстников за их мечты о "вилле с бирюзовым бассейном в Майами, ярко-красном «феррари» и пуэрториканках, трущихся о шест", сама мечтает примерно о том же - стать звездой, богатой и знаменитой. По ее мнению, только жизнь знаменитости и есть "настоящая". И в мечтах об этой "настоящести", навязанной глянцем, она вляпывается в ее суррогат, симулякр; но это только потому, что сама жизнь знаменитостей в медиа-версии - это он и есть. Ведь что мы знаем о жизни звезд, кроме текстов в таблоидах? И Лолита Пий старательно воспроизводит этот набор штампов: тусовки с дорогим шампанским, кокаином и пустоголовыми модельками, журналисты-имбецилы с одними и теми же вопросами, отдых на виллах Лазурного берега все с теми же шампанским и кокаином, частные самолеты и яхты, дизайнерские шмотки и прочий гламур и дискурс. При этом - если быть внимательным - читатель не упустит откровенного авторского стеба, как бы намекающего, что у нас тут симулякр на симулякре сидит и дискурсом погоняет: то массажист главгероя "пошел делать массаж Усаме бен Ладену, который тогда ютился в какой-то убогой гостиничке у вокзала Сен-Лазар", то герои оказываются на презентации телефона, умеющего писать DVD (!), то вдруг воскресает Курт Кобейн в образе парижского бомжа, а то и сама мадемуазель автор вотрется в текст - "Дверь открывается, и выскакивает, шмыгая носом, этот ничего себе брюнет, Бенуа, а за ним эта несносная дурища Виржини, а за ней, конечно, эта несносная дурища Лолита, а за ними Квентин Тарантино: «You canʼt write poetry on a computer, baby»" (Виржини - это, я полагаю, еще одна анфан-террибль французской литературы Виржини Депант, а брюнет Бенуа - возможно, комиксист Бенуа Питерс, хотя тут мы с википедией не уверены).
Есть ли в мире симулякров место подлинным чувствам - вопрос, на который так и не может ответить Дерек, тот самый миллиардер, схоронивший любимую жену и теперь находящийся в ненасытных поисках любви; "если бы ты любила меня, все было бы иначе", - говорит он Манон в финальной сцене романа. Чтобы заполнить собственную внутреннюю пустоту, он делает "игрушку из живого человека", устраивая случайно встреченной на закрытой вечеринке дурочке Манон якобы красивую жизнь знаменитой модели и актрисы, а на самом деле... Впрочем, об этом лучше всего говорит сам Дерек:

"Этот нон-фильм я назвал «Бабл-гам», потому что все в нем выглядело полым, розовым и липким: декорации, слова, чувства, сами персонажи, в том числе и я, были полыми, розовыми и липкими, готовыми лопнуть, и то, за чем они гонялись, все это вожделенное признание, вся эта вожделенная известность в эпоху, когда разворачивалось действие, тоже уже стало полым, розовым, банальным и недолговечным, как жалкий шарик из жвачки, который в конечном счете неизбежно лопается прямо вам в физиономию".

Впрочем, финал романа как бы говорит нам, что нет такого симулякра, который нельзя было бы пересимулякрить; в эпоху реалити-шоу и таблоидов никому и ничему нельзя верить. И считать себя самым главным контролером этой розовой и липкой реальности тоже нельзя - это иллюзия, как и многое другое. Если у книги должна быть мораль, то это она.

Комментарии


Вы пишете не совсем от себя, рецензия с сотней клише, как будто не очень живая копия сочинений для немного отсталых от жизни преподов Литинститута, они такое любят. Любят такое и газеты, некоторые. Именно потому они не пользуются успехом. Или вы не читали книгу. Никакой истеричности в повествовании нет. Русский бы написал надрывно и с завистливой чернухой. Европеец пишет уравновешенно. Француженка в данном случае излагает историю отстраненно, как это сейчас и принято. Никакими Бегбедером и Нотомб тут и близко не пахнет. Бегбедера в данном случае губит маленькая, но необратимая разница в возрасте. Он никогда не увидит эту историю ни глазами Манон, ни даже Дерека. Пусть едет в гости к Уэльбеку. Да, знаю, так пишут на обложке. Про Бегбедера. Но на такие сайты и заходят для того, чтобы почитать то, что не пишут обычно как заказной маркетинг.


Ну божечки же... Ну нельзя писать такими шокирующими (не в смысле отрыжки, а в смысле клише) штампами: "...wannabe - отдает французским духом в том смысле, что доминирующим аккордом этого парфюма оказывается отрыжка полупереваренным Сартром..." !!!!


В романе как раз показаны подлинные чувства: ненависть, злость, месть миру за осознание того, что он отнял все. Гламур здесь просто фон для большего, что и делает это произведение значимым. Вы считаете, что только любовь может быть чувством? Ну зачем эти пелевинские гламуры и дискурсы и луркморьевские штампы "как бы намекает"... Ведь не 2004. А игра Дерека интересна, кстати, тем, что в искусстве подобное практически не изображалось, разве что в "Алых парусах", или фильмах "Ванильное небо", "Исчезнувшая", "Играх Немезии" или даже в фильме "Игра".


Вот самый адекватный, пусть и написанный не для Литинститутских пафосных преподов (заметим, их пафос и пижонство ничем не лучше аналогичных явлений из книги), отзыв:
https://www.labirint.ru/reviews/show/658724/