Больше рецензий

31 июля 2016 г. 21:40

287

5 У шамана три руки

****
Однажды мне приснился сон. Посреди бескрайней замёрзшей тундры стояла юрта, а в юрте лежал человек. Тот человек был я. Мне предстояло пройти посвящение, чтобы стать шаманом. Моему племени нужен был новый говорящий-с-духами, хранитель сокровенного знания о Мире, врачеватель людей и зверей, и выбор пал на меня. Я прошёл долгое изнуряющее обучение под руководством старого шамана, овладел методиками погружения в священный транс, научился отыскивать дорогу в верхние и нижние пласты бытия, видеть и различать духов. Теперь мне предстояло последнее испытание – посвящение.

Моё тело лежало бездыханным три дня, а дух мой искал путь к подножию Мирового Древа, где меня должны были подвергнуть последнему испытанию. Я спускался всё ниже и ниже, пока не добрался до самого дна Мироздания; там, среди огромных корней Древа, была пещера, в которой стоял небольшой алтарь. Я подошёл к алтарю и положил на него руку. В тишине было слышно, как бьётся моё сердце.

Мир, казалось, замер.

Удар сердца.

Мир хранил неподвижность.

Ещё удар.

Я не успел ничего осознать.

Кто-то схватил меня за руку! За плечи! За бёдра! За голову!

Всем своим телом я ощущал прикосновение множества незримых рук. Предо мной возникло ужасное лицо с выпученными глазами, оно раскрыло клыкастую пасть и проревело: «Проверим!».

И меня разорвали на части.

Я чувствовал, как отделилась от тела голова, как оторвались конечности, как с меня содрали по кускам кожу, мясо и жилы, как вынули внутренности, как по косточкам разобрали скелет. Затем меня, растерзанного и, измельчённого, бросили в котёл и варили, долго варили, целую вечность.

Я знал, что демоны сделают это со мной, но всё равно испытывал ужас. Ведь оставалось последнее. Только тот может стать шаманом, у кого есть для этого достаточно костей. Обычные люди не годятся – одной-двух косточек у них не хватает.

Демоны извлекли из котла мои кости, разложили их по порядку и стали считать. Я видел это так же ясно, как вижу отражение в зеркале, несмотря на то, что «меня» как такового не существовало. С содроганием я ждал решения своей судьбы.

Ужасное лицо появилось вновь, и оно проревело: «Одной не хватает! Мы не вернём их тебе, мы заберём их себе! Не будет для тебя посвящения! Ты останешься здесь – навсегда!». Оно захохотало, а демоны, налетев со всех сторон, расхватали мои кости и разбежались прочь...

В этот момент я проснулся.
****
В жизни людей всегда было место чуду. Древние люди верили, что они были созданы могущественной силой божественных существ. Их имена разнились, но сама суть их была для людей священна, а их деяния были единственно возможной формой порядка. Это значит, что для достижения успеха в любом деле нужно уподобиться этим сверхъестественным сущностям, обрести их силу, получить их знания. А это можно сделать, только положив конец своему «естественному» существованию, то есть, «умереть», и переродиться – уже в высоко духовной форме. Словом, пройти посвящение. Разобраться в этих делах – значит далеко продвинуться в понимании наших предков, их мотивации и духовных ценностях. Жизнь наших предков была трудна и зависела от множества случайных факторов, поэтому передача сакрального знания имела для них огромное значение.

Об этом книга Мирчи Элиаде, историка, религиоведа, учёного.

Посвящение шаманов – лишь одна грань огромной фигуры, которая объединяет духовные воззрения всего мирового сообщества. Австралия, Африка, Сибирь, Тибет и Индия, оба американских континента – вот неполный перечень мест, которых касается в своём труде Элиаде, рассказывая о различных способах инициации неофитов и традициях передачи тайных знаний множества разных племён, разбросанных по всему миру.

Затем Элиаде переходит к тому, как первобытные обряды изменялись под воздействием высоких культур - Месопотамии, Ирана, Индии и Китая, а потом Рима и Греции, и как затем их поглотило широко распространившееся христианство.

А потом – перекидывает мостик к человеку современному.

Хочет он того или нет, современный религиозный человек продолжает поведение, верования и язык homo religiosus, но лишив их сакральности и выхолостив первоначальный смысл. Можно было бы показать, например, что праздники и развлечения нерелигиозного, или считающего себя таковым, общества, публичные церемонии, зрелища, спортивные состязания, организации молодежи, пропаганда и лозунги, массовая литература — все это сохраняет структуру символов, ритуалов и мифов, хотя и лишенных религиозного содержания. Но это еще не все: воображение современного человека продолжает насыщаться религиозными символами, фигурами, темами. Как любят повторять некоторые психологи, подсознательное— это религиозное. Можно сказать, что в известной мере у человека десакрализованного общества религия становится «подсознательной»; она покоится в самых глубинных слоях его существа; но это не означает, что она не продолжает выполнять важную функцию в его психической жизни.

Мирча Элиаде проделал огромную работу, перерабатывая и компилируя труды целого сонма учёных. Он подробно разобрал множество обрядов посвящения первобытных племён, разделил их по категориям, выявил обширные связи между удалёнными друг от друга сообществами, протянул ниточки закономерностей из древних времён к настоящему времени. Он замечательно владеет материалом и подробно аргументирует свои весьма интересные выводы. За его аналитической работой приятно наблюдать – так под кистью археолога проступает из песков времени старинный барельеф, складываясь в цельную картину. Шаманы, австралийские и индейские колдуны, охотники, брахманы, берсерки, жрецы и культисты греческих богов, иудейские секты, ранние и поздние христиане, тамплиеры и масоны встали в один ряд, в линию длинной в тысячи лет. Раскинулись ветвями Мирового Дерева, протянулись вдоль Мировой оси.

Историки и религиоведы найдут в труде Элиаде много полезного, но и всем прочим будет интересно, особенно таким несостоявшимся шаманам вроде меня.

То, о чем мечтают и на что надеются в эти моменты тотального кризиса, — это получение окончательного и общего обновления, renovatio, способного изменить жизнь.

Мечтают и мечтать будут, можно не сомневаться. Как известно, в понимании прошлого есть ключ к пониманию настоящего, так что труд Элиаде ещё надолго сохранить актуальность. И к счастью, литературные труды демоны на части не рвут.

Комментарии


А сон вам действительно приснился или это литературное допущение?


Да, мне действительно приснился такой сон. Правда, я не очень хорошо его запомнил, поэтому кое-какие мелкие детали пришлось додумать, ну и оформить как полагается.