Больше рецензий

11 августа 2016 г. 07:27

8K

2.5 Квази и немного милитари

Если бы меня попросили найти для писателя Лукьяненко наиболее подходящий образ методом свободных ассоциаций, то, скорее всего, это был бы танк. Тяжелый. На гусеничном ходу. Тот, который грязи не боится.

У Лукьяненко есть свой характерный авторский стиль – узнаваемый слог, отточенный и невымученный, частые повороты сюжета и проверенные методы развития интриги. Такая своеобразная колея, которой он придерживается. Не сказать чтобы на этом проторенном пути можно было встретить что-то новое. Зато гарантирована стабильная читательская аудитория – в основном, поклонники смелой однозначности, блицкрига и всяческих шутеров.

«Кваzи» – это постапокалиптическая история с участием новой одноименной разновидности человеческих существ. Жизнь после смерти, выдающиеся способности физического тела, разум, лишенный эмоций. Тут никак невозможно обойтись без конфликта старого и нового. Хотя все объединено рамками расследования одного преступления, но оно неизбежно выходит на уровень всемирного масштаба. Впрочем, я не знаю ни одного романа Лукьяненко, где разбег сюжета был бы скромнее.

Трудно сказать, в плюс это отнести или в минус, но все проблемы описаны неглубоко. Я бы даже уточнила, что поверхностно. И потому заявить, что произведение пронизано философией, не могу. Если только это не та разновидность философии, которая плавно перетекает в психоанализ. По крайней мере, отлавливать мумифицированных тараканов автора в романе – занятие по-своему увлекательное. Мизогиния, великодержавный шовинизм, хронический конформизм…

Хотя кого нынче может удивить снисходительное отношение к женщине? Разве что феминисток, но на них автор давно и прочно положил.

– Как? – спросила Виктория. И моргнула. Лицо у неё стало глупое, как у обычной живой женщины.

Понятное дело, обычные живые женщины не отягощают себя умными лицами, чтобы случайно не спугнуть писательскую самооценку.

Вообще, согласно этому роману, допустимые ипостаси для женщин - мать и жена. А те, кто не вписал себя в эту систему ценностей – истерички и злодейки. Именно поэтому храбрая госбезопасность и доблестная полиция всю дорогу вынуждены гоняться за лицом женского пола, которое утратило свою социальную роль. Другая дама по сумме своих мировоззрений даже получила почетное звание «концентрированного зла». А два главных персонажа – разумеется, мужчины, они безусловно положительны, даже когда немного убивают.

Если уж женщина ввязывается в какую-нибудь противозаконную деятельность, так она ввязывается по полной. Мужики сплошь и рядом – по дури, и легко их переубедить. А уж если женщина встала на кривую дорожку, так её оттуда увести сложно.

Вон оно что. Женщины по дури никуда не ввязываются. Женщины сознательно криминальны, только лица у них подкачали.

Разумеется, автор не мог обойти вниманием Америку. Впрочем, в ту сторону он пострелял из обоймы привычных стереотипов без особого фанатизма. Сравнение с Черчиллем особенно умилило… дорогой камрад Лукьяненко, человек и танк, продолжайте радовать нас своей свободой суждений, ведь кто еще, если не вы!

В целом, если не обращать внимания на второстепенные детали, то можно сказать, что все очень живенько, динамично, геройски, бравурно, в ритме марша. «Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужества полны»... парам-пам-пам... С другой стороны, взяв в руки эту книгу, разве кто-то ожидал найти тут что-то кроме?

Ветка комментариев


Хорошо, я приму, как априори все. что утверждают статьи и Росстат. Но как быть с теми женщинами, которые уже усадили свои крепкие худые зады во властные кресла среднего и низшего звена? И очень внимательно присматриваются ко всем мало-мальски ярким талантливым представительницам нашего пола на предмет "душить в зародыше, чтобы не дай боже не обошла". У меня печального опыта подобного рода хоть отбавляй. Это как раз ситуация: "я там была и имею свое мнение".
И мужчины в начальственных креслах в подобной ситуации ведут себя не так по-людоедски (несомненно, с целью заманить, а потом ужо обглодать до косточки).

Как-то приходит на память из пелевинской "Лампы Мафусаила" фрагмент об амазонках "А". Жутко мачистский, согласна, но очень уж похожий на правду. Я не буду к источнику отсылать, там о воинствующем феминизме, победившем и физически уничтожившем в отдельно взятой реальности прежде мужчин, а после и всех женщин (за исключением одной, той самой "А").


как быть с теми женщинами, которые уже усадили свои крепкие худые зады во властные кресла среднего и низшего звена?


Во-первых, сами ли они туда их усадили или им кто помог?) Этот легкий флер в бизнесе и политике, когда, к примеру, талантливейший предприниматель Батурина случайно оказывается женой некоего Лужкова, депутат Кабаева попадает во власть как, разумеется, выдающаяся спортсменка, далее - бизнесвумен Сечина, Назарбаевы, и пр... Непотизм на российских просторах - это основа всего. Поэтому жены-дочери-любовницы получают свои посты не потому, что они лично чего-то добились, а потому, что им помог нужный мужчина, пытающийся захватить пространство, в том числе, таким привычным способом. Надо видеть за куклами кукловода!)
Во-вторых, их нервная реакция на потенциальных соперниц порождена именно осознанием того, что их положение крайне непрочно. В любой момент покровитель может заменить их на такую же статистку. Вот они и готовы землю рыть и в горло вцепляться. При этом суть системы остается прежней - у руля стоят мужчины, встроившиеся в схему женщины являются лишь проводниками чужих идей. Так кто же более виноват в сложившейся ситуации?

мужчины в начальственных креслах в подобной ситуации ведут себя не так по-людоедски


А зачем им напрягаться, если есть шестерки?

Как-то приходит на память из пелевинской "Лампы Мафусаила" фрагмент об амазонках "А".


Писатель Лукьяненко вона вообще написал про зомби, будем их бояться? Или все-таки станем различать буйный полет фантазии и унылую реальность?


Это наверно самое странное в нашем диалоге, что писателя Лукьяненко и его опуса о зомби не коснулись до сих пор, но я его читать перестала лет пять тому, уж прости. Хотя категорически не согласна с тем. что он как-то особенно пренебрежительно относится к женщинам, мне симпатичны многие, созданные им, женские образы (а в свое время прочла все, написанное автором, до чего могла дотянуться, сиречь - все).

Итак, мы приходим к неизбежному выводу о том. что кроме истинных радетельниц за "наше правое дело", есть среди женщин еще и коллаборационистки с единственной программой: "души прекрасные порывы" и именно им посчастливилось причаститься крох власти денег с барского стола циклопически монструозхного мужчины, который пирует всласть, время от времени подергивая пальцами, к которым привязаны тонкие красные нити, управляющие марионетками-ставленницами.

О, боги мои, как страшен этот мир!


Быть категорически не согласной с мнением по книге, которую ты не читала, только лишь в силу былых умозрительных заслуг писателя - безусловно, твое право. Я устраняюсь от комментирования этого факта.)

Насчет гипертрофированной черно-бело-красной картины, изображенной тобой. Опять же, даже не знаю, я не любительница Босха и Дали... я обычно специализируюсь по унылому реализму. Так что снова самоотвод! :)


Хотя категорически не согласна с тем. что он как-то особенно пренебрежительно относится к женщинам

Не стоит подменять понятия, мое категорическое несогласие касалось творчества господина Лукьяненко вообще.

Реализм опирается на реальную картину мира и оперирует реально существующими образами, поправь, если ошибаюсь, а умозрительно откорректированная для наиболее удачной иллюстрации собственных логических построений - это уже будет префиксальный реализм: соц- или гипер- или турбо-. Или даже магический. Их много и можно выбрать любой удобный для конкретной ситуации.
Так то я импрессионистов люблю.


мое категорическое несогласие касалось творчества господина Лукьяненко вообще

Абидна, опять сфокусироваться на рецензии у меня не вышло...) Но твое несогласие напрямую следует из отсутствия базы для понимания моих претензий к г-ну писателю, так что я не удивлена. Что могу предложить? Например, усугубить :))), заявив, что предмет обсуждения погряз в эпигонстве... хотя, чорт, и это совсем не новость...) Тогда холиваров всяких ради: такое.

умозрительно откорректированная для наиболее удачной иллюстрации собственных логических построений

Вопрос - в размахе коррекции.))) При высокой амплитуде возможен выброс за границы.)


Не надо абид, превосходная оценка рецензии была дана в первом моем комментарии. Для того, чтобы понимать, что текст хорош, нет нужды непременно знакомиться с источником.

Стишок забавный.