Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 августа 2016 г. 20:51

556

4

Прошло два года с тех пор, как я прочла "Императрицу Орхидею", и вот, наконец, я добралась до второй части жизнеописания знаменитой Цыси в версии Анчи Мин.
Признаюсь, что уже не так хорошо помню первую книгу и могу ошибаться, но мне показалось, что Лань-эр стала менее амбициозной, гораздо более снисходительной и сдержанной. Что ж, вполне логично, ведь годы на первых страницах "Воспоминаний императрицы" пролетают быстро, и в полном соответствии с песней "стали мысли спокойней, а волосы - глаже".
Вот только жизнь спокойней не становится - скорей, наоборот. Разворачивается традиционная грызня за место регента у престола малолетнего императора, да тут еще и иностранные интервенты снова наседают на Китай, диктуя ему свои условия. Увядает прекрасная Орхидея, увядает маньчжурская династия, увядает сама страна - еще сохраняющая остатки былого величия Поднебесная империя.
Очень осенней получилась эта книга, потому что увядание - это всегда грустно. Грустно видеть, как разрушается установленный порядок и уходит в небытие, грустно видеть, как в хаосе и сумятице подступающего нового времени со своими законоами и порядками герои оказываются все более загнанными и униженными в собственном государстве.
Но в увядании заката эпохи всегда присутствует и своеобразная красота. Есть она и в "Воспоминаниях императрицы".
Аннотацию к книге в этот раз написали очень правильную. Мне бросилась в глаза формулировка "бесконечно сочувственный взгляд на герметически запечатнную дворцовую жизнь". И это действительно так.
Именно сочувствие вызывают закрытые на территории Закрытого Города императрицы и наложницы, евнухи и даже сменяющие друг друга императоры - всего лишь дети, не готовые к тому, чтобы воплощать собой Дракона.
Тем не менее, мне все же кажется, что автор уж слишком идеализирует образ Цыси. Нет, я не склонна считать ее монстром, как то, с легкой руки ее политических противников и иностранцев, на долгие годы закрепилось в исторической традциии, но в то же время я считаю, что Анчи Мин выписала ее характер уж слишком мягким и снисходительным. Это как-то не вяжется с той властью, которой она обладала. Но то, что очернить Цыси было очень выгодно ее оппонентам и они рисовали ее в чернейших красках, учитывая тогдашнюю политическую ситуацию в Китае и вокруг него, сомнений не вызывает.
У Анчи Мин великая вдовствующая императрица - это просто женщина, которая обладала определенной властью и твердостью характера, но ее также постоянно окружали враги, вставляющие палки ей в колеса и мешающие воплощать свои планы в действительность. Эта женщина не всегда проявляла должную сообразительность - особенно в отношении иностранцев, ибо где ей было ее набраться, а поэтому совершила ряд серьезных ошибок и промахов. Однако, она уж точно справлялась с ролью правительницы лучше, чем оба ее - и родной, и приемный - сына-мператора. Женщина, которой не слишком-то повезло - оказавшись на вершине мира, она была окружена клеветниками и завистниками, ее пытались уничтожить политически и физически, ей пришлось даже бежать и терпеть физические лишения на старости лет. Женщина, которая рано потеряла мужа (еще раньше его любовь), а с дорогим ее сердцу человеком быть не могла. Женщина, лишившаяся обоих сыновей, причем один из них, родной, ее возненавидел, и обоих, в какой-то степени, она уничтожила сама - в общем, нет, судьбу госпожи Орхидеи счастливой не назовешь. Неординарная жизнь - без сомнения. Счастливая - вряд ли.
Разумеется, мы можем только гадать, какой была настоящая Цыси. Но версия Анчи Мин как художественное произведение вполне имеет право на жизнь.
В романе очень интересно описано окружение императрицы. А тот факт, что все это еще и реально существовавшие люди, только подхлестывает интерес к их персоналиям. Ли Хунчжан, князь Гун, Юань Шикай - очень интересные политические игроки, чей вклад в эпоху трудно недооценить.
Импонирует мне и линия взаимоотношений двух императриц - Нюгуру и Лань-эр. Вынужденные отношения, породившие смесь сложных чувств - не то дружба, не то ненависть. Сцена прощания у одра умирающей старшей вдовы покойного императора получилась сильной и пробирающей.
Как и история Ань Дэхая - пожалуй, моего любимого персонажа в дилогии, преданного и очень противоречивого главного евнуха своей госпожи. Почти трагическая фигура.
А, впрочем, почему почти - трагическая и есть.
Интересно описаны и отношения императоров Тунчжи и Гюансюя со своей матерью.Тяжело, трудно, когда тебя ненавидит собственный сын, еще труднее, когда ты несешь ответственность за то, во что он превратился, хотя и сделать ничего против этого ты, в принципе, не могла, не было возможности и полномочий противостоять чужому влиянию в его воспитании. Не менее трудно, когда ребенок, которого ты спасла и который платит тебе за это настоящей добротой и лаской, ломается под гнетом тех обязанностей, которые ты возложила на него, вовсе не задаваясь вопросом, а по силам ли ему эта ноша. И оба в итоге умирают - а ты остаешься, вечно оплакивать своих сыновей.
Это печальные страницы. Но печальных страниц в этой истории с лихвой. Это - закат. Осень императорского Китая. Последние дни страны, которая, конечно же, еще поднимется из пепла, но вот только госпожа Ехэнара этого не узнает.
"Чтоб ты жил в эпоху перемен" - гласит древнее китайское проклятье. Цыси могла бы подтвердить, насколько оно справедливо.