Больше рецензий

6 сентября 2016 г. 11:47

540

4 Сохранять здравый смысл – это красиво, но неполезно

Я привыкла считать, что в чтении книг необходима та же стратегия, что и в спорте – между подходами обязательны перерывы. Потому обычно после пары сложных и грузных книг каких-нибудь классиков философии я предпочитаю отдыхать с легкой приятной литературой наших современников. В этот раз мой глаз приметил «Легенду Живого Журнала» Карту Метро… ой, прошу прощения, Марту Кетро.

Изначально меня охватил скептицизм, и я даже не думала читать эту книгу с большим вниманием. Думаю, - так… как газетку полистаю…о, да тут еще и картинки…ну забавно. Однако, спустя уже пару страниц меня эта дамочка очень заинтересовала. Более того, я влюбилась в писательский стиль Марты.

«В каждом ублюдке может прятаться гений, который изменит мир, даже не протрезвев».

«Справочник по уходу и возвращению» - это сборник множества разных коротких рассказов, касающихся преимущественно нашей с вами повседневной жизни, наших домашних животных, соседей, и любых человеческих отношений. Марта пишет с прекрасным юмором (ладно, иногда бывали несмешные глупости), да еще и заправляет прекрасно приготовленные рассказы близким всем нам языком, без претензий на «заумность». Замечу, что этот отзыв стоит воспринимать… как бы правильно выразиться, совсем иначе, чем любые другие рецензии, например, на Гессе и Воннегута. Просто потому, что «отлично» в их случае – это вдумчиво, сложно, структурно, идейно, а «отлично» в случае литературы подобной «Справочнику» - это легко, приятно, жизненно и с юмором.

«Иногда сохранять логику, объективность и здравый смысл - это красиво, но неполезно. Уж лучше быть ехидной, злоязычной, несправедливой, чем потупляться и скорбеть о собственных несовершенствах».

Марта охотно издевается над читателем и над самой собой. Она пишет без комплексов, без реверансов, только правда жизни, правда нашей бытовухи. Стоит отдать должное писательнице за то, что эту самую бытовуху она подает настолько ярко и интересно, что и на свою жизнь начинаешь смотреть также. Я бы сказала, - это лёгкая ирония и откровенный цирк нашей повседневности. В рассказах уживаются темы любви, секса, искусства, путешествий – и всё с улыбкой. Сама Марта писала, что в ней до сих пор есть здоровый юношеский нонконформизм. Что ж, видимо именно этого не хватает большинству современных отечественных писателей.

«Если ты свято уверен, что ведешь за собой стадо овец, то сам ты баран, не более того».

Я сейчас скажу слишком громко, но, по-моему, это лучшая ироническая проза после Довлатова и Чехова. Предупрежу, - осторожно, - поначалу может показаться дешёвой дрянью, особенно, если у вас есть какие-то предубеждения. Многие не доверяют нашим литературным современникам, особенно молодым, особенно выходцам из интернета, особенно женщинам. Но поверьте, оно того стоит. Проще говоря, Кетро – это Довлатов современности. Случай совсем уж уникальный. Можете обвинить меня в безвкусице, но я запала на Марту Кетро, потому что она умеет говорить с юмором, но одновременно со злостью о смешных и одновременно очень серьезных вещах.