Больше рецензий

19 сентября 2016 г. 13:17

834

5

Работа признанного французского историка-медиевиста Жака Ле Гоффа «Интеллектуалы в Средние века», хотя и не большая по объему, но насыщена информацией. Несмотря на то, что слог у автора достаточно удобоваримый, это совершенно точно не развлекательное чтиво. Неподготовленному человеку, не слишком знакомому с тематикой и вообще реалиями Средневековья, придется нелегко продраться сквозь текст, нашпигованный именами, специфическими названиями различных философских, теологических и научных течений, событиями, как жизни материальной, так и духовной. Следовательно, настроиться нужно на медленное, крайне вдумчивое чтение. Но, в любом случае, информация, действительно, познавательная. Автор уделяет большое внимание эволюции мысли и мыслителей-интеллектуалов, начиная со времен так называемого «Каролингского возрождения» и до первых лет жизни старейших университетов Европы (и мира, соответственно). Пожалуй, одна из самых интересных частей книги – именно университеты, хотя в данном случае, ничего нового не открыла для себя. Но прекрасно описана атмосфера, царившая в университетах Италии, Франции, Чехии или Англии, положение профессорско-преподавательского состава и студенчества, процесс обучения, даже предметы в арсенале ученого, профессора или студента. Вообще, то, как выделялась в самостоятельную, скажем, «профессия» интеллектуала. Разумеется, между различными философскими и научными течениями изначально существовало противоборство, зачастую выходящее за рамки словесных баталий за кафедрами центров интеллектуальной деятельности (кстати, довольно подробно описывается то, как происходили интеллектуальные поединки). Эти баталии ярко прорисованы Жаком Ле Гоффом, также как и характеристики таких крупных ученых, стоящих у истоков мысли Европы, как: известный схоласт Пьер Абеляр (и его не менее известная возлюбленная Элоиза), его учитель Ансельм Ланский, его противник Святой Бернар, Гуго Орлеанский, Жан де Мен и т.д. Интересно было побольше узнать и о движении голиардов. Безусловно, отношение к мыслителям со стороны церкви, не могло не быть затронуто в данном труде. Иными словами, читать интересно и познавательно, но информации настолько много, что нужно потратить время на ее структурирование в памяти.