Больше рецензий

Contrary_Mary

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 сентября 2016 г. 23:44

327

4

Помогите, у меня передозировка придурковатым ницшеанством!
За звучный, хотя и несколько выспренний, рембоидно-библейский стих многое можно простить, конечно. Time will pardon Paul Claudel, pardons him for writing well, как справедливо заметил У. Х. Оден. А какие там прелестные сельскохозяйственные метафоры! Сравнить бескрайние просторы Азии со свекольными полями - это, по-моему, просто мимими что такое (и с головой выдает в Клоделе потомка богатых фермеров).
Но... придурковатое ницшеанство!

На самом деле, конечно, толковать пьесу можно по-разному - скажем, Золотоглавый, "светоносность" которого старательно подчеркивается по ходу текста, как-то уж очень денницеподобен, и неспроста он тезка не только Симону Петру, который "на сем камне создам Церковь Свою", но и Симону-волхву (а для как-никак-католика Клоделя это все, по идее, однозначно негативные маркеры). Но вот незадача, литературы о "Золотоглавом" на доступных мне языках я ровным счетом никакой не нашла, а сам драматург был хорошо известен своими (далеко не либеральными) политическими взглядами - которые, кажется, нашли в "Золотоглавом" непосредственное отражение. Клодель - как и другие консервативные писатели-христиане, тот же любимый народом Льюис, например - любит пассионарность и идеализм и не любит современную демократию (потому что современная) и особенно любые попытки социализма (самый мерзкий персонаж в пьесе движим, разумеется, именно классовой ненавистью).

Атаковать современную бездуховность Клодель продолжает в "Обмене", в котором находит развитие намеченная уже в "Золотоглавом" тема женского предназначения - каковое, по Клоделю, заключается в тотальном самоотречении во имя своего мужчины, ни больше, ни меньше. В целом, однако, "Обмен" понравился мне больше "Золотоглавого": он цельнее, компактнее, персонажи в нем живее и интереснее (бездуховные американцы™ - миллионер Томас и актриса Лечи ака блудница вавилонская, руки ее силки сердце ее оковы - конечно, карикатурны, а все же не совсем одноплановы). Ну и, наконец, хотя пафос "Золотоглавого" и был убедительным и подкупающим, а за причудливым повествованием "Обмена", напоминающего местами абсурдистскую комедию, следить занятнее.