Больше рецензий

22 сентября 2016 г. 21:15

2K

5

Закончила сегодня чтение монументального труда Б. Рыбакова «Язычество древних славян», и хочу сказать, что для читателя – это тоже труд! Давно я не брала в руки не художественную литературу, и вообще раньше историей совсем не увлекалась, видимо еще поэтому книга показалась мне нелегкой для чтения.

Все знают греческих богов – Зевса, Апполона, Артемиду и так далее, а славянских? Как насчет наших? До знакомства с этой книгой я назвала бы, пожалуй, только Перуна и Сварога. А теперь я знаю Макошь, Ладу и Лелю, Рода и рожаниц, Даждьбога и Волоса. Первый вопрос, который меня мучал – почему мы так много знаем про греческих богов, и так мало про славянских?
Во-первых потому, что у греков было много философов и поэтов, который старательно все записывали, а у нас тут жизнь была тяжелее, философы нам были не по климату, и записей никаких нет.
А во-вторых, когда пришло христианство, то языческие верования принялись старательно выкорчевывать, в чем весьма преуспели. Поэтому информацию о славянских богах приходится собирать по крупицам- и это особенно поразило меня в этой книге – как, как автору удалось по кусочкам древних черепков, узорам на вышивках и прялках, по старым сказаниям и легендам воссоздать, доказать и хронологически выстроить систему славянского пантеона.

Вообще археология, конечно это та еще наука, раньше даже не задумывалась, насколько это может быть интересно!
Вот, например, ромбово-меандровый орнамент, которым древние люди (очень древние, палеолит) украшали все подряд и использовали как татуировку.

картинка Ar-ia

Всем ученым было понятно, что этот рисунок означает что-то важное, но откуда он взялся? Как говорится, придумать ничего нельзя, все либо уже придумано, либо существует на самом деле. То есть где-то люди этот узор видели. Долго ученые ломали голову, а потом один палеонтолог сделала открытие – что этот узор - это повтор естественного рисунка дентина мамонтовых бивней. Конечно же, в то время мамонт означал совершенное и абсолютное благо. Завалили мамонта – племя будет жить, не удалось – ну тогда под вопросом)))

Или вот, например, космический лось, часто видела картинки с оленем среди звезд и галактик, и тоже никогда не задумывалась – как это связано. Оказывается, был культ двух хозяек мира – небесных лосих, рождающих «оленьцов малых», чтобы людям было чем питаться. И созвездие большой медведицы раньше называлось Лосем.

Что мне особенно понравилось в этой книге – так это ее основательность и огромная доказательная база. Сразу понимаешь, что все свои выводы автор не с потолка взял, а получил в результате серьезный исследований – помимо археологии это вышивки и прялки, записи Гомера и сравнительный анализ греческой мифологии, сказки и обряды.

Образ сказочного змея, нападающего с юга, сжигающего все на своем пути и уносящего в плен девушек соотносится с ордой южных кочевников, которые как лавина обрушивались на славян, сжигали поселения и забирали пленных. Сказка о трех царствах – золотом, серебряном и медном – это легенда о вполне реальном царе Колоксае и его сыновьях. А «во времена царя Гороха» - это не просто очень –очень давно, это время первых киммерийских наездов, X в. до н. э

Читала я долго, порой было тяжеловато из-за привычки автора отдаляться от темы и вступать в дискуссии с другими исследователями, но ни разу не возникло желания бросить, а это говорит о многом. Все-таки, сколько в мире еще интересного и непознанного!

Источник