Больше рецензий

25 сентября 2016 г. 19:00

637

4 Гелевые шарики

Как это будет. В своем юношеском порыве ты отправишься в путешествие на несколько месяцев или даже лет, ты не турист - тебя зовет работа, учеба, девушка. Ты не миллионер, жить, разбазаривая капиталы тебе не по возможностям, приходится приспосабливаться к образу жизни аборигенов, ведя быт соразмерный финансам. Ты узнаешь об ответственности и свободе, узнаешь о возможности выбора и своих потребностях, узнаешь огромную часть себя. Ты найдешь друзей и девушку, ассимилируешься, заведешь семью и диван, компьютер, книжный шкаф, а может даже собаку. Тогда ты станешь для города своим и не превратишься в скитальца.
Ноооо…если ты не сможешь стерпеть нападки города, приливы чувства одиночества и не встретишь человека, ради которого захочешь стать сильней, тогда, однажды под вечер, ты спросишь, что тебя держит в этом городе. Ты назовешь его улицы чужими, а свое убежище клоповником. На память предательски придут счастливые моменты из детства, а может беззаботное время после переезда. И ты вернешься назад или отправишься куда-либо еще, ты рискуешь стать ужасным маргиналом и можешь не заметить то хорошее, что тебя окружает. И тогда ты рискуешь потерять само чувство "дома".
Гамсун задает много вопросов о мотивации скитальцев. О том, где жизнь слаще, и почему их не устраивают местные булочки с изюмом. О том стоит ли вообще открывать ящик Пандоры - если человеку было суждено родиться в норвежской деревне, то, возможно, там и найдется его истинное предназначение. Такая философия, не просто крестьянская, по большой сути рабская, к персонажам Гамсуна имеет несколько иное отношение. Никто из них не обладает уникальными талантами, ни в ком из них не умирает великий ученый, никто не строит планов об известности или покорении мировых капиталов. Эдеварт и Август путешествуют даже не столько от скуки, сколь от пустоты и непонимания. Философия «где родился, там и пригодился» для жителей Поллена имеет смысл о бесполезности скитаний в надежде на лучшее, раз человек не знает, что для него будет лучшим. Вот и вытекает мотив, что дом это в первую очередь люди, которые тебя окружают, и ничто не создаст такого чувства принадлежности к месту, как чувство единения с его обитателями. И даже Август Гамсуна готов держаться до последнего там, где есть девушка, что отвечает ему взаимностью. Вот там он плачет да просит увести его уже насильно.

Вновь удивила злоба персонажей Кнута Гамсуна, они склонны к подлости и мести, к воровству, самодурству и насмешкам, но при этом нельзя сказать, что они действуют в угоду сюжета. К любому подлому действию у них имеется мотивы и основания. Они необразованны, но нельзя назвать их глупыми, они могут насмехаться над слабыми и пресмыкаться перед лавочниками и купцами. Каждый из них знает свое место в обществе, и действуют согласно ему. Наиболее заметно это в Эдеварте, он возмущается леностью поселенцев, после внезапно свалившихся на них денег, а позже сам, кичась былой должностью шкипера, отлынивает от работы, в угоду чувства собственного превосходства. Он зло насмехается над своей первой любовью, беременной от заезжего моряка, хоть понимает, что смешон не меньше, волочась за замужней женщиной. Никто из персонажей не приходит ради сдвига сюжетной линии, скорее они появляются на пути повествования, их действия логичны и объяснимы, и в то же время их нельзя назвать предсказуемыми. Возможно именно в итоге своего злорадства, масса портретов, созданных Гамсуном, одна из наиболее реалистичных, что встречаются на страницах книг.

Роман Гамсуна это отдельная категория произведений о маленьких людях, это роман о маленьких путешественниках. Существует множество книг о путешественниках, чьи судьбы удивляют, восхищают или забавляют авантюризмом. Образ жизни представителей современной молодежи жаждущей видеть весь мир, чьи интересы далеки от скопления хлама и выплаты ипотек становится чем-то обыденным и вызывает понимание. Разительное отличие составляют персонажи Гамсуна.
Скитальцы не хотят приключений и вряд ли наслаждаются дорогой и сменами ландшафта. Они ищут лучшей жизни. Мне очень понравился вопрос, который задается автором, "неужели там еда слаще? Да не слаще, но там все по-другому!!" Вот в чем дело, жизнь в других местах она не лучше она именно другая. Это чувство - тайна для посвященных, словно собирать пластинки или знать персонажей комиксов - ты не опишешь удовольствия, пользы от этого никакой, но если ты в какой-то период времени задумывался, что же сейчас твой дом - ты поймешь, что значит эта другая жизнь.

P.S. В самой попсовой книге, прочитанной мной за последнее время, есть хорошая цитата, довольна близкая к данной теме.

— Слушай, парень. Вот как бывает: кто-то — как правило, девчонка — настолько свободолюбив, что не слишком ладит с родителями. Такие дети — как наполненные гелием шарики, привязанные за ниточку. И ниточка эта постоянно натянута. А потом происходит нечто такое, что она рвется, и они могут улететь. Может статься, ты этого шарика больше никогда не увидишь. Приземлится где-нибудь в Канаде или типа того, устроится официанткой в ресторане — и моргнуть не успеет, как окажется, что она подает кофе все тем же угрюмым ублюдкам вот уже тридцать лет. А может, года через три-четыре, или дня через три-четыре, ветер принесет шарик обратно — деньги понадобятся, или просто протрезвеет, или по братишке заскучает. Но, парень, ниточка эта обязательно обрывается.
— Да, но…
— Погоди, парень, я еще не закончил. Проблема с этими шариками в том, что их слишком много. В небе от них уже тесно, они летают, трутся друг о друга, и все эти шарики в итоге так или иначе оказываются на моем столе, и со временем теряешь веру. Везде эти шары, и у каждого есть мама или папа, или, не дай бог, оба, а ты через какое-то время уже в этой массе отдельные шарики и не различаешь. Смотришь на небо и видишь множество, а каждый по отдельности разглядеть не можешь. — Он снова сделал паузу, потом тяжело вздохнул, словно понял что-то. — Но иногда встречаешь какого-нибудь подростка с большими глазами и огромной копной волос, и не хочется говорить ему правду, потому что он кажется хорошим человеком. Ты ему сочувствуешь, потому что хуже туч шаров, которые вижу я, может быть только то, что видит он: голубое, безоблачное небо всего с одним шариком. Но запомни, когда ниточку перерезают, обратно ее уже не прикрепить. Понимаешь меня?