Больше рецензий

30 сентября 2016 г. 14:57

78

Популярность схемы "что было бы, если..." не утихает со временем, наоборот, с годами появляется всё больше фантазий на исторические и околоисторические темы. Меж тем, актуальности не теряет и тезис - "история не знает сослагательного наклонения". Ход истории имеет свою логику, подчиняется вполне определённым законам. Да, человеческая мысль иногда предоставляет миру революционные идеи - чего стоят хотя бы танки, самолёты и парашюты Да Винчи. Однако до их практического применения оставалось ещё много столетий. Тоже самые относится и к разностной машине Бэббиджа, чьё успешное внедрение в жизнь легло в основу сего романа. В реальности всё упёрлось в банальные нехватку средств, отсутствие интереса у власть имущих. А в "Машине различий" власть в Англии захватили своего рода технократы-романтики, жаждущие втащить и страну и весь мир в светлое прогрессивное будущее.
Трудно не согласится тем, что с точки зрения стиля роман удался. Зримая картина слегка фантастического Лондона XIX века легко возникает в голове читателя. Но именно, что "слегка". Авторы совершили в некотором роде ошибку, развернув действие в 1850-х гг. Изобретённые не так давно механические компьютеры вынуждены прозябать либо на дальних задворках декораций, временами появляясь в центре повествования ради одной-двух сцен, либо и вовсе пропадая из поля зрения на целые главы. И это при том, что интрига строится вокруг весьма перспективной вычислительной машины, которая, однако, остаётся всего лишь перспективной, не более того. Вот если бы авторский дуэт перенёс действие хотя бы на столетие позже, показал иной, более причудливый для нас мир... Самые захватывающие эпизоды выглядят сугубо реалистичными, словно читаешь не стимпанк, а чисто викторианский детектив.
Но сюжет этого детектива выписан столь неряшливо, что читать становится попросту скучно. Роман, вдобавок, страдает от затянутых эпизодов, ничего не дающих сюжету в целом (подробно выписанное трёх-актовое соитие в середине романа, словно пришедшее из пародии на викторианскую прозу, смотрится нелепо и бессмысленно). Три главных героя не вызывают почти никаких эмоций, при том, что мотивы каждого из них всё же прописаны чётко. Прототипом одного из них послужил известный путешественник викторианской эпохи, личность незаурядная, но каким блеклым персонажем он предстаёт на страницах романа.
Не хватает роману какой-то доли безумия, бесшабашности, даже нелогичности, что могло бы оживить сюжет. Наблюдать за похождениями чопорных лондонцев может надоесть до того, как закончится роман. Стильная у него получилась обёртка, но и только.