Больше рецензий

3 октября 2016 г. 23:09

684

4.5

Наивно было бы ждать от романа, написанного в конце XVIII века, какого бы то ни было сверхъестественного ужаса. Вряд ли он напугает современного читателя, учитывая витиеватость описаний, чрезмерную гипертрофированность описываемых страстей и эмоциональный накал, сопоставимый с памятной «Санта-Барбарой». Сейчас «Монах» читается скорее как трагикомедия положений, сродни «Ярмарке тщеславия». Автор очень точно подмечает человеческие слабости и пороки. В романе каждый герой – типаж. Благородные сеньоры и сеньориты, любвеобильные старые девы, строгие донельзя монахини и порочные священнослужители – все они олицетворяют те или иные черты, которые Льюис презирал в своих современниках. Однако романисту, невзирая на жизненные обстоятельства, хватило оптимизма завершить часть сюжетных линий торжеством милосердия и любви. А основную – финальным аккордом, утверждающим, что всякое зло наказуемо, и, куда бы ни бежал ты от правосудия, кара всё равно настигнет.

Есть у «Монаха» ещё одна замечательная черта – он необычайно увлекателен. Казалось бы, викторианский текст, сдобренный изрядным количеством рефлексии и философских бесед, должен затруднять знакомство с произведением. Но нет, роман Льюиса читается на одном дыхании. В современных реалиях текст смотрится шикарной стилизацией, его мистическая часть забавна и атмосферна, а от само́й истории, изобилующей головокружительными поворотами, невозможно оторваться.

Отдельно можно отметить и тот факт, что три сюжетные линии, поочерёдно развивающиеся в процессе повествования, не существуют отдельно друг от друга, а постоянно пересекаются. Герои встречаются, общаются или проходят мимо – и до поры никто даже не подозревает, какую роль им суждено сыграть. Амбросио и Матильда нарушают все мыслимые запреты в монастыре капуцинов, а в двух шагах от них, в обители Святой Клары томится несчастная Агнеса. Её наречённый по имени Рудольфо мечется по Мадриду в поисках невесты, а его родственница Антония, в простоте своей и наивности не видящая истинных мотивов окружающих, в то же самое время приезжает в столицу в поисках покровителя и тут же сталкивается с Лоренцо де Мединой, братом Агнесы и другом Рудольфо. Родственные связи в романе усиливают сходство с латиноамериканскими сериалами. Мадрид будто большая деревня, где каждый другому кум, сват или брат. И, в лучших традициях подобных историй, не все кровные узы видны сразу, не обойдётся и без сюрпризов.

Готическая атмосфера хороша, но несколько проигрывает рассказываемой истории. Пожалуй, театрализованность действа мешает проникнуться мрачностью подземных склепов и наводнённых призраками замков. Постоянные обмороки и потрясающая впечатлительность персонажей больше забавляют, нежели заставляют переживать. Но это тот самый случай, когда драматичность играет произведению на руку, услаждая романтически настроенного зрителя-читателя, которому и в голову не придёт озадачиваться оправданностью чудесных совпадений, путаностью любовных интриг или же логическим объяснением загадочных событий.

«Монах» интересен интригами и приключениями, выпадающими на долю героев. Демонами и призраками. Не самыми оригинальными, но и не вязнущими в зубах философскими умозаключениями и религиозными постулатами. И, конечно же, историями любви – совершенно разными, далеко не всегда счастливыми, но неизменно увлекательными и напряжёнными.

За совет во Флэшмобе 2016 спасибо pattz
Никогда бы не подумала, что готический любовный роман может быть настолько хорош!

Комментарии


Я тоже честно сказать был под впечатлением какое-то время, рад, что понравилось))