Больше рецензий

Sanckt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 октября 2016 г. 10:13

268

5

Легендарная надпись над вратами Академии, основанной Платоном почти две с половиной тысячи лет назад, гласила: "Негеометр да не войдёт!"


Погружаясь в эту книгу, казалось, и я не смогу войти в мир геометрии. Осилив вступление, я был уверен, что вообще не пойму, о чём книга. Но в результате она меня буквально затянула и дала пищу для ума.

Преодолев некоторый барьер, стала очевидна вся волшебность книги и её своеобразная "простота". Вопросы, затрагиваемые в книге, достаточно древние (как старыми могут быть труды Аристотеля или Платона), но от этого актуальности не потерявшие - многие не решены и сегодня, как мне показалось.

Как книги Пелевина, "Геометрическая рапсодия" долго запрягает, набирая максимальную скорость почти к финалу, где сливаются многочисленные ранее нераскрытые части головоломки: наука и искусство. Ведь в науке гораздо больше искусства, чем в самом искусстве. Эшеру, и на это обращает внимание книга, были чужды работы сюрреалистов, загадки которых были придуманы без ответов. А искусство Эшера, наоборот, старалось показать красоту, сложность и одновременно простоту мира.

Мне кажется, я читаю достаточно мало книг подобного рода. Книг, в теме которых я достаточно слабо разбираюсь. Затрагивающих темы, которые я обхожу стороной, сформировав однажды однозначное мнение по поводу информации, , излагаемой в этих книгах. Потому что, наверное, боюсь не разобраться, как всегда, потерять время. И ограничиваю себя волшебством лёгкого непонимания происходящего, случающегося всякий раз, когда я погружаюсь в течение таких книг. И спасибо этой книге, что я смог преодолеть барьер, нас разделяющий. В этом, кстати, огромная заслуга автора, который даже эпитеты Ленина и Маркса вплёл в книгу органично, не вызывая отторжения. По-началу я считал, что они вставлены в книгу для проформы. Хотя, кто же поймёт этих гениев, что Эшер, что автор этой книги, зачем они делают те или иные вещи.

Если быть честным, то, подводя итог - половину книги я всё-таки, скорее, не понял. Очень много спецэфических терминов и прочего, что не всегда позволяет окунуться в повествование с головой. Не сказать, что я ничего не знаю об Эшере и его творчестве или о Мёбиусе и совершенный профан в геометрии. Нет. Но всё-таки книга достаточно сложна для читателя, далёкого от геометрии, коим я являюсь. Под самый финал повествование непостижимым образом вырулило на тему космоса и его строения, завязав всё это на тему геометрии, и далее сделало интересный и малоожидаемый (мной) твист, переходя на поле иконописи. Вот чего я точно не ожидал.

Опять же, возможно, я в чём-то не разобрался, но мне совершенно не удалось установить временной период написания книги - дата первой публикации - 76 год. Основная книга идёт примерно 200 страниц (с иллюстрациями), далее идут несколько приложений, добавленных, как я предполагаю из описаний автора, во втором и, возможно, последующих изданиях. Но в основном теле книги есть ссылки (и их достаточно много) на современные исследования третьего и четвёртого годов двадцать первого века и они не вызывают отторжения, являясь неотъемлемой частью книги. Неужели автор переписывал своё произведение вплоть до самой смерти в 2010 году? Возможно, это ещё одна загадка, наподобие той, что загадывал сам Мориц Эшер.

Наверное, меня немного удручает мимолётное и происходящее вскользь, но от того не менее очевидное (для меня) восхваление западной науки. Западничество немного удручает. Я понимаю, что автору очень нравится журнал "Нэйчер" (главным редактором московского отделения коего автор являлся долгие годы), но от постоянного его упоминания немного рябит в глазах. Возможно, автору, как и Эшеру, стоило быть немого скромнее и вспомнить, где он получал образование. Но это, в общем, настолько маленький камешек в огород автора, что он бы вообще не повлиял на оценку, если бы не поистине волшебный слог самого автора и его мастерство изложения. В руках такого профессионала, как мне кажется, даже незначительные песчинки могут стать смертельным оружием.

Но в целом, и это нельзя описать словами, книга завораживает и оставляет великолепное послевкусие, позволяя хотя бы на время почувствовать себя человеком умным и не зря прожигающим жизнь. Спасибо книге, спасибо автору.