Больше рецензий

Feana

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 ноября 2016 г. 01:19

606

3 Слоеный пирог из мифов, пьес и исторической науки. С лайфхаком

Перед нами книга предельно узкого применения. Почему?

Потому что если нам нужна история Англии, то соответствующей литературы очень много – любой степени беллетризованности. И зачем это чтение перемежать анализом неувязок Шекспира – непонятно.

Если же мы хотим плотненько пройтись по историческим пьесам Вильяма-нашего-Шекспира, то нужно хорошо в этих пьесах ориентироваться. Обывателю (кем я и являюсь) это трудновато – предположим, с нумерацией Генрихов-Ричардов-Эдуардов он справится, но вот бесконечные Глостеры-Сомерсеты-Йорки решительно недоступны для понимания.

Всего лишь за несколько лет титул «герцог Глостер» успевает поносить тьма народа – и каждый раз в тексте будет указан просто «Глостер» без каких-либо пояснений! Как с этим справляются англичане, я не знаю.

Но выход есть, Возрадуйтесь, братья и сестры, ассигнованиям британского правительства и отечественному широкополосному доступу в интернет! Ведь именно британское правительство сделало заказ к домашним Олимпийским играм – сериал «Пустая корона», где тупенько, но прилежно представлены все Генрихи и Ричарды Шекспира. Фея BBC взмахнула волшебной палочкой и короли визуализировались в понятных «мальчик из Парфюмера», «Локи», «Камбер-кто-то там», а бесчисленные герцоги – в «мужик из Гарри Поттера», «еще один мужик из Гарри Поттера», «главный из Даунтона» и «крутотенюшка из Бонда». Красота и все понятно.

Итак, применяем этот лайфхак и половина книги, посвященная Шекспиру, становится читаемой и даже увлекательной.

Автор пытается охватить эйнштейновский «слоеный пирог» Вселенной и связать сразу кучу реальностей:
- то, что Шекспир написал в пьесах,
- то, что он мог прочесть в доступных ему хрониках,
- то, что отвечало линии партии в момент создания пьесы,
- то, что было на самом деле (по современным нам данным).

И тут начинается интересное. То, что Шекспир написал в пьесе, оказалось настолько гениальным и живучим, что уже малоинтересно, каких именно герцогов он склеил воедино, какие годы выбросил из хронологии и так далее.

Признаю труд автора книги, его толковое изложение запутанных родословных и геополитических устремлений – но, по-хорошему, это не важно.

Возьмем «Ричарда III», самую-самую из рассматриваемых пьес Автор уходит от прямых ответов на модные нынче сомнения «А таким ли злодеем был Ричард?». К сожалению, тут уже особо ничего не поделаешь – тонны исторических исследований не могут перевесить гениальной пьесы, и в культуре и сознании людей Ричард III это символ злодея у власти. Гениальность Шекспира в том, что это символ универсальный и бесконечный (мне повезло, я смотрела «Ричарда» в Сатириконе, где протянули нити аж к «Борису Годунову»).

Более критичен автор к Генриху V – развенчивая образ отважного воина, показывая, что на деле это был военный преступник и негодяй с зашкаливающей, впрочем, харизмой. Сам Шекспир тоже не мог вполне уйти от этой исторической правды, но речь про Криспинов день слышали даже те, кто понятия не имеет о Генрихе V. Все воззвания к армиям перед решающим боем – оттуда.

Как видите, я уже порядком увязла в «слоеном пироге», а ведь можно еще начать говорить об интерпретациях пьес – и тогда мы точно не разойдемся до утра.

По моему мнению, «Шекспировские короли» это добротная прослойка для упомянутого пирога и хорошая справочная литература – если вам в процессе просмотра стало интересно «а что там было на самом деле» и «кто все эти люди». К чтению, впрочем, совершенно не обязательно.

Книга прочитана в рамках Долгой прогулки, основное задание за ноябрь. Команда Сальвадор на носороге.

Комментарии


Книгу не читала, но осуждаю, но по твоей рецензии представляю, что это примерно такое)).


Во. Значит, рецензия свою задачу выполняет! :)