Больше рецензий

29 декабря 2016 г. 00:08

184

Грин - писатель немножко не от мира сего. Он как бы балансирует на грани между земным и теми мирами - воздушными, загадочными, иногда - страшными, иногда - красивыми, иногда - страшно красивыми такими добрыми и романтичными, притягивающими, манящими. Но вот в этом сборнике Грин, на первый взгляд, несколько суховат и реалистичен, здесь как бы нет мистики. Но это только кажется.
Возможно, что Грин, наступая на горло своей собственной песне, намеренно пытается увести читателя в сторону от мистики. Но вот не очень получается из него писатель-реалист.
За всеми событиями, описываемыми в крохотных рассказах, за вполне земной природой происшествий все равно просматривается (читается) иррациональность. И случайное событие - недопрыгнул человек через пропасть - не потому что "так получилось", а получилось именно так, потому что его приятель в минуту прыжка пожелал тому свалиться в пропасть. ("14 футов")
И человек умер во время шторма не потому что закончились силы, устал бороться со стихией, а потому что загадал, что сигару докуривает тот, кто должен умереть. И как ни старался матрос, чтобы огрызок сигары не зажегся, он таки раскурился, и человек умер, выполнив последнее свое желание. Пока не раскуривалась сигара - у того был шанс, был повод не умирать ("Шесть спичек")
Здесь, как и в других произведениях А. Грина, Провидение - один из главных героев, вернее даже - основной герой, переходящий из одного рассакза в другой, третий, кочующий неназванным по всем книгам великого писателя. "Великий", кстати, не случайно здесь. Я действительно считаю А.Грина великим, но еще не открытым писателем.
Кстати, есть тема, очень созвучная времени, в котором жил Грин. Время перехода в материализм, соцреализм, время отрицания всего, что выше земных законов.
Конечно, если очень хочется, то у Грина можно найти мысль, что человек сам делает сказку реальностью, может сам раскрасить паруса в любой цвет, сам хозяин своей судьбы. Но вот только "сам хозяин своей судьбы" - немножко с другим акцентом (см. древних греков, философию Прокла Диадоха в частности)
Но есть у Грина рассказ "Пропавшее солнце", он как раз из области реализма: ради забавы, как игрушку, покупают мальчишку. Совсем маленького ребенка забрали у нищенки для эксперимента, чтобы быть богами этому мальчику. И в этом рассказе показана жестокость именно людей, не провидения. В некоторых случаях от самого человека, от его нравственности или безнравственности, от его моральных качеств не зависит практически ничего. Вернее, от характера и впечатлительности мальчика зависела только его смерть. Но эта история из другого сборника.

В общем, сборник очень неплохой, Грин - что-то там всё не так просто. Такое впечатление, что сильно сквозило ему из открытой в потусторонний мир двери.

Комментарии


Такое впечатление, что сильно сквозило ему из открытой в потусторонний мир двери.

Такое впечатление возникает довольно часто и в моей жизни, но часто оказывается что сквозняк совсем не оттуда ))) Интересно будет почитать.
Кстати, а кто чтец аудиокниги и как он Вам?


Читает Олег Федоров. Ничего так. Грина не портит)


Возьмем на заметку!


Читали ли Вы коротенькие рассказы Грина "Бой на штыках" и "Тайна лунной ночи"? Там, кажется, описано что-то вроде выхода из физического тела, или смешение параллельных реальностей. Может, я не совсем поняла, как точнее сказать. Но меня поразило. Если читали, было бы интересно узнать, что Вы о них думаете.


Прочитала. У Грина много подобных вещей. Мне кажется, это обычное его состояние, "Грин - писатель немножко не от мира сего."(с), сильно дружил он с другой реальностью)


Да, Вы правы, у Грина не всё так просто. Мне кажется, он очень недооценён. Я сейчас читаю книгу Варламова из серии ЖЗЛ "Грин". Немного проясняется эта его двойственность, он жил одновременно в реальном и ирреальном мире. Это у него и в творчестве. Вот, например, Друд - погиб или не погиб? В "Сером автомобиле" Сидней сходит с ума по-настоящему или его преследуют враги и запихивают насильно в психушку? И много где у него такая двойственность. Эта неоднозначность и привлекает и тревожит.