Больше рецензий

3 января 2017 г. 20:55

769

5

В прошлом году, я начал изучать древние формы общины, в частности раннехристианские и в какой-то момент натолкнулся на сведения о так называемых рукописях Мертвого моря, которые еще именуют Кумранскими свитками. Меня они чрезвычайно заинтересовала как сама история их нахождения, так и содержание. Оказалось, что свитки Мертвого моря - настоящая сенсация. Я успел прочитать десяток или более статей, а также несколько монографий. Из которых три принадлежат Иосифу Давыдовичу Амусину: «Рукописи Мертвого моря» (1960), «Находки у Мертвого моря» (1965) и «Кумранская община» (1983). Читая, как были найдены рукописи, у меня порой возникало ощущение, что я читаю очередную историю об Индиане Джонсе. Благодаря этим книгам я смог составить себе подробное представление об этих удивительных текстах, а также о проблемах, которые они вызвали в научном и религиозном мире.
Но наибольшее впечатление на меня произвела книга Александра Владимирова «Кумран и Христос». Можно сказать, она существенно изменила мои представления об истории возникновения христианства и о земной жизни самого Христа.
Что касается самих свитков, то кратко история их такова: в конце 40-х годов прошлого века, один из пастухов-бедуинов, в поисках пропавшей козы, обнаружил пещеру с сосудами, в которых были свернутые пергаменты с письменами. Это произошло в местности под названием Кумран, не далеко от Мертвого моря к востоку от Иерусалима. Название местности дало впоследствии название и свиткам. Этот пастух взял пергаменты, чтобы делать из них ремни для сандалей, но они оказались слишком сухими и не подходящими для этих целей. Два года они провалялись у него в чулане, пока кто-то не посоветовал продать их. Через торговцев древностях они в итоге и не без приключений попали к ученым.
Анализ возраста пергаментов показал, что им около 2100-2200 лет. А содержание их представляет собой ветхозаветные тексты, что почти на 1000 лет старше любого из сохранившихся аналогичных текстов!
Но это еще не все. Когда началась «курманская лихородка» и все бросились искать в этой местности еще свитки, чтобы продать их подороже ученым, то в итоге были обнаружена целая библиотека с 900 рукописями. Так вот, при исследовании текстов, ученые нашли среди них уникальные, то есть принадлежавшие неизвестной общине, которую также стали называть кумранской.
И тут начинается самое волнующее: ряд текстов, доподлинно датированных не моложе 100 лет до н.э. описывает Учителя Праведности, и историю его борьбы с церковниками, судом и возможной смерти. И все это имеет большие параллели с историй Иисуса из Назарета.
Научный и религиозный мир впал в большое недоумение: откуда захолустная секта могла знать об Иисусе за 100 лет до его появления? Возникли десяток гипотез, исследователи разделились на несколько непримиримых лагерей, ну а церковь, вообще предпочла абстрагироваться от этой полемики одно время.
Получалась щекотливая ситуация, ведь если был еще один пророк, который принес Новый Завет, то значит Иисус (имеется ввиду исторический персонаж) не был уникален, он был один из… А это опрокидывает основные догматы церкви. Как же быть? Исследователи стали рьяно искать какие-либо другие исторические фигуры, кто бы лучше подходил на роль Учителя Праведности в кумранских рукописях. Делались самые фантастические сопоставления.
Автор книги «Кумран и Христос» выдвинул свою версию, в которой он, впрочем, не одинок в ней, а суть ее заключается в том, что исторический Иисус родился примерно за 120 лет до его официального общепринятого сегодня дня рождения. На обширнейшем материале, автор достаточно убедительно доказывает свою версию, восстанавливает все события тех времен, а также их скрытую подоплеку. Благодаря этому у меня сформировалось гораздо более глубокое и целостное понимание эпохи возникновения христианства на Ближнем Востоке.
Пересказывать всю книгу не берусь, но это было одно из самых захватывающих меня чтений. Добавлю еще, что среди рукописей нашелся и Устав общины, владельцев этой древней библиотеки. Это весьма ценный документ, для всех исследователей этой формы самоорганизации общества. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Завершая, скажу еще раз, что был очень впечатлен колоссальной работой, которую проделал автор, готовя книгу. Это глубокий исследовательский труд. В нем нет и доли повехностности или популизма, так же как и фанатизма. Читать совсем не легко, много ссылок и цитат на специфические для меня тексты.
Всем, кто интересуется историй христианства, жизнью исторического Иисуса очень рекомендую этот труд.

Комментарии


Вот спасибо! Интересная наводка!