Больше рецензий

4 января 2017 г. 00:07

436

5 Бог от века правит участью рода людского!

Один единственный манускрипт Беовульфа пережил англосаксонскую эру. Он был никому неизвестен до 18 века и едва не погиб во время пожара. Прошло ещё сто лет до тех пор, когда им заинтересовались филологи и переводчики, но и тогда это средневековое произведение представляло лишь исторический интерес, как источник сведений об англосаксонской эпохе. И лишь в 1936 году произошло событие, которое заставило изменить отношение к Беовульфу – Джон Толкин публикует труд “Беовульф: Монстры и критики”. Беовульф становится шедевром средневековой литературы. Именно поэтому, английская поэзия и не ощутила на себе влияния этого эпоса – Чосер, Шекспир, Марлоу, Поуп, Шелли и Китс вряд ли имели какое-то представление о Беовульфе. Зато с середины 20-го века он то и дело отзывается в творчестве таких известных поэтов и писателей как Оден, Джоффри Хилл, Тед Хьюз и Шеймас Хини.

Предки и “я”

На первый взгляд Беовульф это череда героических поступков главного героя, и всё же его личность надежно скрыта за славным наследием его предков. С самых первых строк все главные персонажи представлены как отпрыски славных отцов, известных своей доблестью, что и обязывает действующих лиц жить по тем же принципам.

Конфликт добродетелей

Беовульф постулирует типичные добродетели германского родоплеменного строя – сила, храбрость, преданность, гостеприимство, щедрость и дальновидность (когда речь идет о королях и героях); чопорность и церемонность у женщин, и доброе имя у простых людей. Все эти добродетели жизненно важны в любом военно-демократическом обществе, как оправдание социальной иерархии и как предостережение каждому, кто посягнёт на их незыблемость.
И всё же в Беовульфе мы встречаем любопытные ситуации, которые наглядно иллюстрируют, насколько постулаты германских добродетелей могут оказаться бесполезными, вынуждая героев вступать в конфликт лояльностей. Например, когда датская принцесса Хильдебург выходит замуж за короля фризов, в последующей войне между данами и фризами гибнет её брат из племени данов и её сын от фризского короля. В подобной ситуации, когда сложно отделить друзей от врагов, Хильдебург не в состоянии испытывать сострадание ни к брату, ни к сыну.

Чудовища

В христианской средневековой культуре чудовища нередко представляли некое первородное зло. Борьба с ними составляет основной стержень поэмы. И поскольку Грендель представлен отпрыском Каина, убившего родного брата, его аллегорическим значением можно предположить зло и несправедливость внутри скандинавского общества. В то время как дракон (символ греха в Христианстве) может представлять внешнее зло, которое необходимо искоренить, дабы прославить и без того славное имя героя. Гибель Беовульфа в финальной схватке с драконом можно понимать, как неизбежность смерти, или бессилие человека в борьбе с первородным злом.

Пир

Самым жизнеутверждающим эпизодом этой поэмы является пир в Хеороте, после уничтожения Гренделя. Высокие речи, подношение даров и, самое главное - восстановление тронного зала, который сам по себе является символом достатка, благополучия и спокойствия.

Комментарии


Отличная рецензия, спасибо!