Больше рецензий

26 января 2017 г. 01:25

1K

«…смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством,
и потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе…»
Джон Донн

В младших классах школы я поехал с экскурсионной группой в музей «Молодой гвардии», который расположен в городе Краснодон. Мне была интересна история и тем более история родного края. Пусть я и был в юном возрасте, но меня поразила монументальность экспозиции музея и шокировала рассказанная история о молодогвардейцах. Самому младшему участнику этой подпольной организации было всего четырнадцать лет. Запомнилась стела «Скорбящая мать» и надписи на тыльной стороне этого памятника - копии надписей на стенах тюрьмы, где содержались молодогвардейцы.
У меня даже сохранился набор открыток с портретами этих мужественных юношей и девушек.

картинка YanKovalenko

И вот наступил тот момент, когда я познакомился с романом А. А. Фадеева, который сразу предупреждает читателя:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

Александр Александрович, с таким же успехом используя художественный вымысел можно было написать книгу «Штирлиц и молодогвардейцы».

Прежде всего, возникает вопрос, является ли это произведение шедевром на все времена или же это просто массовая заказная литература ушедшей эпохи, место которой на свалке истории? Полагаю, что данный роман необходимо расценивать как своего рода реквием. По этой причине затруднительно оценить произведение, в котором главными действующими лицами являются реально существовавшие и трагически погибшие люди. Поэтому я просто поделюсь своим мнением.

Книгу испортила спешка при написании и политическая цензура. Хотя правильнее сказать, не цензура, а политический приказ – ярко выразить ведущую роль партии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Молодежная организация «Молодая гвардия» должна работать под чутким руководством подпольного райкома партии, что в итоге привело к краху организации и уничтожению более пятидесяти молодых людей из «Молодой гвардии».
Произведение содержит большое количество действующих лиц, некоторые из которых появляются только эпизодически, но этого показалось мало, и еще была добавлена дополнительная сюжетная линия. Относительно персонажей романа Фадеева все очень просто – есть герои «хорошие» и «плохие».
Порадовали иллюстрации О. Верейского, которых, к сожалению, в книге не так много.

Возможно, если бы первоначальный замысел автора осуществился, произведение могло бы стать культовой классикой. Проходят годы, неправда раскрывается, привнесенная искусственность как яркое пятно сразу бросается в глаза. А нужно было просто рассказать историю, какой она была.

Прочитав книгу вы все равно не получите истинное представление о событиях тех лет. Из романа, вы все равно не узнаете, кого по горячим следам осудили как предателей раскрывших деятельность молодогвардейцев, а затем посмертно реабилитировали.

В то послевоенное время книгу нужно было выпустить как можно скорее, сделав из погибших идеологический символ. Используя его и опираясь на юношеский максимализм, чувство товарищества, любовь к семье и Отчизне воспитать новое поколение молодых людей готовых сложить свои простреленные головы и замученные тела в шурф шахты.