Больше рецензий

russell67

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 февраля 2017 г. 15:10

419

4

Я глубоко тронут предложением нашего государства Израиль, и , разумеется, опечален и смущен, поскольку не могу принять это предложение... У меня нет ни навыков, ни необходимого опыта в плане человеческих отношений при исполнении официальных должностей. Вот почему, даже если бы мои силы не были подорваны возрастом, я оказался бы не способен справиться со столь ответственной задачей. Это положение меня удручает, тем более что моя связь с еврейским народом стала самой прочной в моей жизни, с тех пор как я вполне осознал надежность нашего положения среди других народов.



Нужны ли нам современникам беспрестанные, но одновременно весьма субъективные книги о великих ученых, писателях, мыслителях, которые могут изменить наше мнение об уже давно признанных гениях с учетом их повседневных поступков, взглядов, суждениях и поведении в целом? Это хороший вопрос. Не менее замечательный: стоит ли интересоваться частной жизнью ученого или писателя; или же Марсель Пруст прав, и мы должны довольствоваться только их делами, свершениями, заслугами Великого творчества.

В общем то, да. Не даром ведь обществу нравятся лишь биографии, написанные авторами которые очень любят своих главных героев. Эта книга написана совсем другим человеком. Это не ЖЗЛ, которую написал Грибанов о Фолкнере. Это, повторюсь, беспристрастная, но наверное весьма субъективная биография. Как впрочем , и любая другая. История жизни и свершений Альбера Эйнштейна.

Мы все-таки можем отмести в сторону рассуждения Эйнштейна, которые автор приводит ссылаясь на его собственные труды, ибо всегда несколько настораживает тот факт, что филолог или литературовед пишет нам, как в действительности думала личность его сегодняшнего исследования в тот великий или же даже в повседневный момент. Сразу чувствуется и ощущается воздухе тень автора, и сразу вспоминается в суе тот же Радзинский.
Но. Мы не можем отрицать еврейское происхождение, корни, и как волновала судьба его народа Эйнштейна. Этим вопросом вся книга и пропитана. Ей она полностью посвящена. Конечно здесь есть и зарисовки о распутной личной жизни, который потом будет так подражать и ее же копировать Лев Ландау. Раскрученные, да бы стать Нобелевскими лауреатами - не единственные герои вечно актуальной научной истории. Но что же в этом плохого или хорошего./ Пиар на протяжении многих веков всегда существовал.

Если верить автору ЖЗЛ Эйнштейн был безумно самолюбивым и свободолюбивым человеком. Не признавал диктатуру, и какую-либо не то что агрессию, дисциплину презирал, не следовал ей и отметал в сторону. До такой степени, что когда правила игры его не устраивали он покидал страну, окружающий мир, круг людей, общество, чужую действительность. Признавал себя и исключительно свой успех. Но и судьба еврейского народа его безумно волновала и интересовала. Заинтересовала она его не сразу. Лишь после встречи с Кафкой, и особенно Максом Бродом. Который сей интерес разжигал в каждом довольно закомплексованным еврее. Кафка и Эйнштейн ему весьма подошли.
Параллельно с этим мы становимся свидетелями возникновения нового ученого, который во многом стал им, да бы свергнуть с ученого Олимпа неприкосновенного Ньютона с его классической механикой, и создавая свою физику, а заодно пространство и время, теорию света, за которую он Нобелевскую премию и получил, а совсем не за Теорию относительности. Действительно ли эта смелость и наглость двигала и руководила Эйнштейном? Автор очень аккуратно нам на это намекает. Вроде бы стремления были чистыми и светлыми - открыть новый мир, ответить на вопросы, которые всегда волновали Эйнштейна, еще с пятилетнего возраста, когда он получил в руки компас, но позже когда пришло поколений новых ученых Де Бройль, Бор и Гейзенберг. Эйнштейн так и не смог смириться и ничего противопоставить новому поколению ответ, несмотря на их миролюбивое отношение ( они почтенно утверждали что продолжают его Великое дело), и это его внутренне и сломало. Первое весомое поражение. Эйнштейн всегда и во всем хотел всегда, вечно быть на Олимпе.
Потом война, нацизм, Манхэттенский проект, вторая половина и финал событий описанных в этой книге - самое интересное, в определенном смысле помешали и надолго вывели гения из своей собственной колеи, но ведь до этого он старательно пытался обобщить все элементы только его личной теории. Но не получилось. И именно в таком виде всё и сохранилось в истории.
В дальнейшем в начале он был просто евреем, и Германия от которой он еще в юности отрекся считала, что такой неавстриец как он не мог открыть что-то истинное, и немецкое общество прозвало его псевдоученым. Потом уже вовремя войны его называли красным и подозревали в сговоре с СССР. Гувер очень уж постарался. Но кстати все его попытки и досье ни к чему дельному не привели. С другой стороны кому нужен был на тот момент всеми забытый гений Эйнштейн? Видимо этим и можно пояснить его постоянные возгласы, кривляния и крики. Великий человек, который в начале восхищался социализмом, и говорил, что он ничем не хуже капитализма, а потом тут же начал критиковать Сталина, чтобы получить американское гражданство. Ибо въезд в Германию ему прямо скажем был просто заказан.
Он спрашивал почему я не замечал боль, убийства, Освенцим и итоги нацизма, и именно в этот момент раздался его душераздирающий крик.

Когда всё было закончено.

А потом он овладел идеей создания единого миролюбивого государства против войны, которое управлялось народом. Такая типичная либеральная демократия. Но как то не США, ни другие страны идеей и его амбициями не вдохновились. А потом пришел к власти всеми известный республиканец, и было уже совсем не до саморазвития.

Очень забавно читать, как автор книги ( француженка) защищает в книге поведение американцев при разработке атомного оружия и водородной бомбы. Американцы их сбросили на Хиросима и Нагасаки исключительно потому, что японцы очень мешали закончить войну. А таким образом Мир был окончательно и бесповоротно получен. Оригинальная и интересная версия.

Кстати описания событий по разработке атомной бомбы, в которых Эйнштейн на деле не принимал абсолютно никакого участия весьма интересны. И в них же Эйнштейн постоянно громко на весь мир рассказывает как Мир обвинял его в том, что он был Отцом Атомной бомбы. Эти описания очень логично ложатся на образ своенравного и очень самовлюбленного гения, когда то делавшего революцию в науке и в физике. Описания его научной деятельности тоже есть. Но в них нет ничего нового. Не самые интересные фрагменты в этой в целом любопытнейшей книге.

У него было трое детей. Приемная дочь, которая совсем немного упоминается в книге. Младший сын, который из-за распутства отца и от того, что он его бросил увлекается психоанализом и становится сумасшедшим. Стараясь подражать Фрейду, еврею которого отец очень чтил и уважал. Переживает отца, но умирает в сумасшедшем доме в безумии. Первая дочь, которую он родил в 20 и никому на свете она была не нужна. Первый сын был самым удачным продолжателем рода. Таким же эгоистичным и свободолюбивым, как и отец его - гений физики и науки 20 века - Альберт Эйнштейн.

И финальные последние часы, в которых герой повествования подводит свои последние итоги. Его последний бой - газета Таймс, которая вспомнила атомный проект и в очередной раз его во всем обвинила, и роковая болезнь отчужденного гения, которая вышла еще одной атомно-водородной бомбой, но уже в собственном животе. Она все-таки взорвалась, но боли он уже не почувствовал. Сработал наркоз. И на этом в его спорной истории всё и закончилось.

Вот что ожидает любого читателя на страницах ЖЗЛ об Эйнштейне, изданной в ее малой серии в 2002 году. Как относиться к ней? Хороший вопрос. Но пример того же Ландау и цельный в книге облик Эйнштейна заставляют поверить во многое.

Весь немецкий народ целиком несет ответственность за избиение, и он должен целиком понести кару... За нацистской партией стоял немецкий народ.