Больше рецензий

10 февраля 2017 г. 13:36

1K

4

Забудьте Сунь-цзы и Лао-цзы
Ведь в этом цирке лишь два пути: суицид или стоицизм
И если выбрал не суицид, тогда терпи, хватит ныть

Окси



Уже в который раз за несколько секунд перелистываю этот сборник как карточный шулер пачку зеленых баксов, вдыхаю нахлынувший тяжелый запах старых пожелтевших страниц советского издания восемьдесят первого года и пытаюсь начать рецензию.

В симулякре великого русского поэта Александра Блока мне интересно несколько вопросов, как, например, почему маргинала и декадента печатали так много в СССР. Знаю, что во множестве стихов затронута тема России, русской идеи, но разве это не царская православная аристократическая верующая классическая референтная Россия? Да и если на то пошло, то что скрывается за образом маргинальной России держащей щит между «просвещенной Европой и скифской Азией» как не повседневные шатания психически неуравновешенного Александра Блока? Можно, разумеется, по простоте душевной полагать, что он пытался предвидеть судьбу любимой идеи и смог предвосхитить в своем последнем чуть ли не предсмертном стихе «Скифы» нападение нацисткой Германии на СССР и последующее поражение первой. Нет, не пытался, пусть даже и не догадывался об этом. Вообще, насколько я знаю из фактов его биографии, критик, теоретик, визионер из него был хреновенький, особенно это подтверждают публицистические статьи последних советских лет жизни. А два заключительных произведения «Двенадцать» и «Скифы» вообще вогнали современников в ступор и нервные колики своей непоследовательностью, нелогичностью – маэстро обнажил нестабильную душу в политической форме. Локк писал что-то о государстве, которое на самом деле является проекцией человечества в мир идей, так и Блок стихами отбрасывал свою тень. Не следует принимать грязную вязкую политоту как главный, а тем более единственный путь прочтения, но, видимо, благодаря излишней политизированности и случившемуся весьма кстати очередному шатанию во времена революции он стал поэтом в законе на следующие семьдесят лет.

В сущности, тема России всегда была либо явным, либо имплицитным, рисуемым символами, лейтмотивом в творчестве, который при внимательном рассмотрении является предметом спекуляций под влиянием душевного состояния. В большинстве случаев, как например: «Россия», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Скифы» мажорные ноты свидетельствуют о позитивном настрое, во втором случае это наивно-мальчишеский, а в третьем вообще опьяненный. В противовес на ум приходит такой лирический пессимистический шедевр как «Девушка пела в церковном хоре», который, к слову, я услышал очень давно и, не зная контекста, прочел в совсем другом тематическом измерении, традиционно украинском, а только позже узнал о прямом отношении стиха к событиям Русско-японской войны 1904-1905 гг.

Также было бы несправедливым не упомянуть тему эротического, поскольку именно в этом направлении Блок начинал юным поэтом. Здесь центральное место занимает сборник стихов о Прекрасной Даме и довольно переменчивые, иногда очень натянутые отношения с его женой Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок. Что бы случилось, если бы она отказала юному отто вейнингеру одной судьбоносной зимней ночью? Возможно, обеспечила бы ему ментальное испытание и закалку или лишила русскую культуру знакового поэта. Возникающие то тут, то там образы Кармен, Незнакомки скрывают за собой что-то магическое, символическое, читабельное только близкими людьми или теми, кто знал местную тусовку, но также оно отсылает, не зря, к банальным природным инстинктам. Задание творца дебанализировать этот мир, поделиться с потребителем частью божественной искры Прометея или Заратустры, доказать существование магии и смысла с чем Блок с переменным успехом справлялся.

С полной уверенностью можно сказать, что не изучаемые в школе визиты великого русского поэта к шлюхам, вечные попойки, юношеский романтизм и семейный кризис взрослой жизни проистекают с той же психической неустойчивости, что и политические спекуляции и очень подробно, как летопись, отображены в стихах. Думаю, каждому экзистенциально чувствительному индивиду, то есть всем в той или иной форме, есть что сказать, заслуга Блока перед Обществом Потребления в том, что он сделал это потребляемым, на продажу и преуспел в своем деле.

Комментарии


Да ничего бы не случилось, о прекрасный юноша! Ни-че-го)) Он был очень умён и расчётливый)
И всегда юным, кстати:))
Вот, судя по вашему пляшущему и весёлому тексту, вы сами очень юны:)
Значит, ход моих мыслей поймёте;)