Больше рецензий

Starry_Sky

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 октября 2010 г. 17:52

26

3

На волне нынешнего интереса читающей публики к скандинавским и, в частности, шведским, романам весьма приличная по объему литературная ниша оказалась не заполнена, в то время, как спрос на вышеозначенные книги продолжает набирать обороты. Издатели не преминули воспользоваться популярностью Стига Ларссона, ставшего известным всему миру благодаря серии остросюжетных романов серии "Millenium", который уже стал своеобразной trade mark, и скандинавские детективы пошли на поток.
"Ледяная принцесса"- это первая из семи книг серии про детектива Патрика Хедстрёма. В Швеции книга увидела свет в 2002 году, у нас впервые издавалась два года назад, в абсолютно не примечательной серии с довольно мрачной обложкой. Сейчас, вследствие грамотного пиар-хода, обложка выглядит аналогичной Миллениуму, только с небольшой поправкой на "Misterium", на что большинство читателей внимания не обращают, а потом праведно негодуют – якобы их ввели в заблуждение и "этому творению до Ларссона еще ого-го". Забавно, в общем.

О сюжете. Эрика Фальк, занимающаяся написанием биографий, мечтает о "своей книге, ведь только тогда она сможет почувствовать себя настоящим писателем". И судьба предоставляет ей такой шанс – приехав в родной поселок Фьельбаку, чтобы разобрать вещи, оставшиеся после смерти родителей, Эрика находит свою подругу детства убитой, и решает написать об этом историю в стиле true crime.

Что я больше всего не люблю в книгах с детективным сюжетом, так это когда читателя держат за дурака, то есть не предоставляют возможности самому попытаться вычислить убийцу, умалчивая о существенных фактах, способных этому помочь. Таким образом, автор надеется удержать интерес читателя и заставить его лихорадочно переворачивать страницы в ожидании развязки. Увы, в данном случае – полный пролет. Кто главный злодей можно понять, как только он появляется на страницах книги, даже за неимением логического обоснования. Детектив, как водится, узнает об этом в последнюю очередь, причем даже после разговора с преступником он никак не может понять кто перед ним. Так и хочется отвесить ему подзатыльник и сказать: глаза разуй наконец.
Жизнь всех обитателей небольшого поселка Фьельбака проходит по принципу "А что скажут люди?", это в свою очередь порождает неимоверное количество тайн на душу населения и энное число сокрытых ими преступлений. Самое главное – сохранить благопристойный фасад, остальное не имеет значения.

Но, несмотря на очевидные минусы книги как детектива, автор смогла создать по-настоящему живых персонажей – такой эффект достигается благодаря обилию бытовых подробностей, описаний места действия и множеству диалогов. В целом, атмосфера романа получилась очень спокойной и обошлось без кровавых сцен. К положительным героям можно отнести только одного – детектива Патрика Хедстрёма – он вышел этаким своим парнем; умеющий найти общий язык с каждым, обожающий детей и нежно любящий Эрику Фальк, которая отвечает ему взаимностью. К сожалению, несколько весьма интересных сюжетных линий по окончании романа повисают в воздухе. Я, конечно, могу допустить, что об этом более подробно будет рассказано в следующих книгах серии, но читать ради этого продолжение не вижу смысла.

О переводе. Переводчик очень старался. Сразу приходит на ум расхожая фраза: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Различные канцеляризмы и выражения типа "во всяком случае", "практически" и т.п. слишком часто встречаются в тексте, иногда совсем не к месту - это сильно отдает он-лайн переводчиком и порой мешает сосредоточиться на сюжете.

Поразмыслив, даже не могу сказать, кому можно порекомендовать эту книгу – мне самой нравятся психологические детективы с семейными тайнами и прочими атрибутами жанра, но в этом направлении автор проделала крайне слабую работу. Словом, получилось не очень убедительно и уж точно не захватывающе.