Больше рецензий

11 февраля 2017 г. 23:44

147

3

Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над бездной. В человеке ценно то, что он мост, а не цель. Фридрих Ницше, "Так говорил Заратустра"


Что, в сущности, такое - человек?
Это всего лишь прародитель множества биологических форм, что придут ему на смену. Такой вариант, когда потомками человека окажутся и Едоки, лучшее отображение "сила есть - ума не надо", и утончённые, как самая искусная метафора, Скиммеры, и Ожидатели, лучше и красивее, чем честное и прямолинейное: "человек - тупик биологической эволюции". Человек разрушителен, груб и грязен, много не понимает и часто не видит дальше своего носа - но при этом может прощать, стремиться и принимать.

Собственно, книга о принятии себя и принятии других, несмотря на формы, размеры и свойства интеллекта. Но прежде, чем герой сможет отпустить своё тело и существование, ему придётся участвовать в малопонятных ему ритуалах, бывать в разных, даже сссааамммыыыххх ммммееееддддллллееееннннныыыыыыыхххххххххххххх мирах, и взаимодемойствовать с миром, где все эпохи соединились, а Ловушка обеспечивает приток всевозможных постчеловеков.

Хотелось бы отдельно остановиться на Скиммерах, пожалуй, это один из наиболее поэтичных и красивых вариантов Übermensch, что мне попадались, - они пребывают в гармонии с собой и с миром, бесполые, способные обозревать и посещать любые пространства, бесконечно терпеливые и понимающие. Даже смерть для них - не ужасная необходимость, которой страшится главный герой, а путь и учение, которое необходимо переживать, чтобы инь и янь взаимопребывали в балансе.

Свой путь есть и у главного героя (причём отсутствие имени - чрезвычайно красивый жест) - собственно, от животного, которому требуется еда, секс и сон, до жителя глубин, способного восхищаться красотой своих собратьев, наблюдателя, погружённого в цепочку собственных ассоциаций и размышлений на грани нирваны, и, несмотря на всё, искателя приключений, потому что каждый из встречавшихся ему Миров требовал от него, в первую очередь, оставаться человеком. Он им остался. Он сумел дойти до конца и принять то, что он песчинка и кирпичик в хронометре Времени. На примере главного героя Силверберг таки приходит к выходу, что хорошего в человеке больше, чем плохого.

Напоследок о минусах. Это, в общем-то, сама писательская манера Силверберга. Описательность может вытащить хромающий сюжет, литературные эксперименты способны поднять так себе идею до шедевра, но описательность там, где необходимо действие, может погубить всё. Через некоторые страницы приходится прямо-таки продираться - под весом второстепенных членов предложения может потеряться и более очевидная идея, а поскольку и лучшая фантазия порой вынуждена мечтать в огне и творить в глине, многие аспекты и формы у Силверберга откровенно провисают. Провисают до несуразицы, когда единственной мыслью при чтении остаётся "Эээ..."

Идея блестящая, тот самый огонь - многим сложно принимать самое себя, не говоря уже о других. Реализация, увы, самая настоящая глина. Фантазия на костылях.