Больше рецензий

Roman-br

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 марта 2017 г. 06:13

1K

4

Как следует разобраться в греческой мифологии чайнику довольно сложно. Причина в том, что пантеон греческих богов огромен, между ними существуют масса родственных связей и, иногда, несколько версий мифов. Прежде чем остановится на книге ученицы Лосева, А. Л. Тахо-Годи, я перебрал несколько других книг по греческой мифологии, которые бросал после прочтения нескольких десятков страниц. Обилие новых имен, неимоверная плотность материала, или же, наооборот, длинные рассказы адоптированные для детей напоминали изучение химии в школе: необходимо запомнить весь этот зверинец античных "химических элементов", их свойства, способы взаимодействия друг с другом (родставенные связи), не видя первых принципов из которых все это можно было бы "вывести ". (В химии таким первым принципом является квантовая механика.) Мифология - не химия и прежде чем браться за ее изложение в учебниках, мне пришлось прочитать Илиаду и Одиссею Гомера и Теогонию Гесиода. Есть и другие важные для мифологии первоисточники, такие как Аргонавтика Апполона Родосского, Гимны Каллимаха или Мифологическя Библиотека Аполлодора, но без них, мне кажется, в первое время можно вполне обойтись.

Миф означает слово. Но есть еще два понятия для слова . Эпос и логос. Миф - слово о богах и героях, эпос - песни о них, а логос относится к сфере рацио. Мифологические представления греков не были статичными, они развивались. В доклассический период боги еще не живут на Олимпе Фессалийском, а Земля мыслится всеобщей матерью. Отсюда доолимпийский период называют иногда хтоническим (chthon - земля). Человек еще боится природы и она видится чудовищной - терратоморфной. Древняя мифология не знает еще человечских форм - она доантропоморфна или зооморфна, а все явления природы одушевлены (анимистичны). В архаический период развит фетишизм (например, в Спарте поклонялись каким-то двум бревнам, которые олицетворяли Кастора и Полидевка).

В классический период фетишизм сменятся анимизмом. Божество становится бессмертным. Боги и герои новой мифологии борются с терратоморфным и стихийным миром, побеждают и устанавливают новый, сравнительно приятный миропорядок. Зевс, Посейдон и Аид делят между собой мир. Изложение основных характеристик наиболее известных богов дано в книге очень оригинальным способом. Посредством анализа законных и незаконных браков Зевса и рождения детей от этих браков. А жен у Зевса было... три законных: Метида (родилась Афина), Фемида (родились богини времен года Оры и богини судьбы Мойры), Гера (родились Арес и Гефест) и 4 незаконных: Евринома (рождение Харит - богинь милости), Деметра (родилась Персефона), Мнемосиа (родились музы), Лето (родила Апполона и Артемиду).

В конце мифологического развития герои пытаются вытеснить богов и сами стать богами, причем некоторым из них удается обрести бессмертие. В этом месте изложение мифов о героях (Геракл, Одиссей, Тесей, Ясон и другие) довольно плотное и спасти может только знакомство с Гомером, Гесиодом и Аполлодором. В приложении даны части текста Мифологической библиотеки Аполлодора.

Комментарии


Очень интересный рассказ и очень серьёзный подход, спасибо! Говоря о мифологии, мне кажется, можно было бы добавить, что Древняя Греция не была чем-то единым, и в разных территориях сюжеты могли трактоваться по-разному. Но, возможно Тахо-Годи об этом не писала.
Немножко с жёнами Зевса мне непонятен её подход: по какому принципу она определяет законность или незаконность браков?
P.S.: И у Вас там два раза повторяется Метида. Одна из них должна быть Фемида :)


Большое спасибо, уже исправил. Вторая - это Фемида.

Определения законного брака Тахо-Годи не дает, но в общем это кажется вполне понятным из контекста. Законный брак аналогичен таковому на Земле. Например, женитьбу Зевса на Гере праздновал весь Олимп. Незоконные - любовницы, за которых жены иногда устраивали Зевсу взбучку :). Все как на Земле.

И да, в разных регионах были разные варианты мифов, то есть не столько разное толкование одного сюжета - сколко вариация самого сюжета. Тахо-Годи иногда это упоминает по ходу - в скобочках, но не акцентирует внимание на этом, насколько я помню.


И всё равно не понимаю про жён. Мне кажется, что одна Гера законной и была. А любовниц было побольше, были же ещё бедняжка Ио, Европа, Леда и т.д., и т.п...


У меня нет ссылок на первоисточники, но обычно говорят, что Зевс вступал в брак с законными женами и Гера была последней, третей законной, а Ио и тп - это совсем мимолетные увлечения. Наверное нужно почитать Апполодора или Каллимаха. Как-нибудь займусь этим.


Буду ждать :)