Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

22 марта 2017 г. 09:58

380

4 Индейцы, негры и бородачи

Мирослав Стингл в разгар событий кубинской революции затеял изучение тех людей, существование которых на Кубе многими вообще отрицалось. Действительно, до сих пор мы представляем себе население острова Свободы как причудливую смесь потомков испанских завоевателей и привезенных африканских рабов. Об индейцах большинство из нас даже не вспоминает. Но ведь кто-то жил на этом острове в тот момент, когда Колумб со своей командой прибыл на его берега?
Сразу хочу отметить, что в подлиннике книга так и называлась - "Индейцы, негры и бородачи". Поэтому русский перевод книги, подчеркивающий главную цель экспедиции автора, и наиболее значимый её результат, не совсем точно отражает истинное её содержание. Хотя поиск таинственных (по многим свидетельствам, полностью вымерших) кубинских индейцев является главным для автора, свой рассказ он начинает с истории завоевания острова испанцами. Забавно, но Куба должна была по их задумке называться Фернандиной, в честь испанского короля. Не случилось, и индейцы навсегда оставили на карте свой след, потому что она по-прежнему, как и доколумбовы времена, называется Кубой. Правда, самих индейцев испанцы планомерно и жестоко истребляли, пока не спохватились, что на прекрасном острове практически не осталось рабочих рук. И вот тогда начался массовый ввоз рабов из Африки. Надо сказать, что негры (афрокубинцы, если быть политкорректными) оказали настолько существенное влияние на культуру острова, что писать о его этнографии, пропустив эту часть населения - просто невозможно. При этом в настоящее время большая часть населения Кубы - мулаты разной степени смешанности, а в этнографическом смысле - продукт сложного евро-африканского синкретизма. Впрочем, потомки самбо, и наследники индейской культуры, как выяснилось, на острове тоже сохранились.
И поэтому после исторического экскурса во времена первых завоевателей, пиратов и конкистадоров - Стингл переходит к описанию особенностей культуры и религиозных верований негритянского населения, причем ради более глубокого погружения в эту культуру отчаянный автор даже принимает участие в обряде в честь бога Чанго. Только одной мне при этом имени вспомнился веселый мультик про "Чунга-чангу"? Но тут, ничего веселого, как оказалось, Мирослава не ожидало. Напротив, он искренне признается, что в тот момент испытал настоящий страх. И ощутил одержимость. Потом был менее агрессивный - женский праздник в честь богини Йемайа, и бой барабанов, и танцы - румба, конга, сон... Мало того, Стингл сумел побывать и в самом закрытом негритянском сообществе - обществе сыновей леопарда Абакуа, и присутствовал на его обряде. И только после этого ему удалось отправиться на поиски индейцев.
Первых индейцев - юкатеков - автор нашел в районе города Мадругу. Но они не были представителями коренного населения, а ввозились испанцами с полуострова Юкатан, и автор вернулся на Кубу еще раз, чтобы разыскать настоящих живых потомков древних таинов и сибонеев. Как оказалось, найти их сложно, но возможно. И в последней трети книги автор рассказывает о сложнейшем пути в горы к индейцам Кубы, о встрече с этими чудом сохранившимися людьми, об их обычаях, внешности, языке и верованиях. Сама дорога - романтична и тяжела сверх всякой меры. Чего стоят хотя бы названия? Дорога колибри, Перевал мертвых, Перевал живых, Поворот мертвых... Симпатичная дорожка. :)
Но в её конце Стингл нашел именно тех, кого искал - настоящих кубинских индейцев. Причем, как оказалось, еще и очень необычных. Рассказывать о них здесь я не буду, чтобы не портить открытие нечитавшим, но отбросьте сомнения - таких индейцев на континенте не встретишь.
А еще через несколько лет автор отправился к индейцам уже с фотоаппаратом и кинокамерой, и нашел совсем уж экзотическое племя - индейцев священной пещеры. Обидно, что книга заканчивается несчастьем на реке Юмури, и мы не знаем, сумел ли автор вернуться в восточные кубинские горы, к маленьким людям с большим сердцем. Но надеюсь, все же сумел, хотя среди многочисленных книг Стингла больше нет ни одной, посвященной острову Свободы.
Кстати, надо отметить, что бородачи, то есть кубинские революционеры, встречаются в тексте неоднократно. Поскольку экспедиции Стингла происходили между 1962-м и 1969-м годами, ему не раз пришлось столкнуться с ними, и непременно надо было прославить их прогрессивную деятельность. Впрочем, с учетом времени написания, идеологических реверансов в книге не слишком много, несмотря на то, что небольшой коммунистический перекос, безусловно, заметен.
В общем, книга любопытная, хотя, разумеется, просветительская и научно-популярная. В качестве серьезного труда её воспринимать не стоит, а вот от некоторых укоренившихся заблуждений она избавиться помогает, и необычные сведения европейцам предоставляет. Так что к прочтению рекомендую. Впрочем, с вполне понятными оговорками.

Книга прочитана в рамках игры Вокруг света с капитаном Сингльтоном, Куба.
Спасибо некому говорить, я её сама нашла. :)