Больше рецензий

24 марта 2017 г. 18:08

2K

3.5 Работа, не менее текучая, чем ее название

Зигмунт Бауман - один из самых выдающихся современных социологов и философов, прославившийся на весь мир своими исследованиями современного общества. На сегодняшний день существует немало концепций, характеризующих общество, в котором мы живем, однако, безусловно, одной из самых правдоподобных и убедительных является концепция "текучей современности" Баумана.

В чем соль?
Ключевая мысль: мы живем в неопределенном, текучем обществе. Обществе без цели, без устойчивых ориентиров, без крепких социальных связей. Сегодня в выигрыше не тот, кто сильнее, а тот, кто быстрее. Не тот, кто "прет напролом", будучи убежденным фанатиком какой-то концепции, а тот, кто умеет подстраиваться под ситуацию. Не тот, кто стремится "свить гнездо" и осесть на одном месте, а тот, кто мобильнее и активнее. По сути, режим оседлости в прошлом, сегодня доминируют кочевники, причем, как в буквальном смысле, так и в переносном - идейном.

Кто бы мог подумать, что всего за сто лет тесная взаимосвязь между капиталом и трудом разорвется, работодатель больше не будет нуждаться в постоянных работниках, а работники - в долговременной привязке к одному рабочему месту. И действительно, ни один представитель прогрессивных, модернистских взглядов не скажет, что он планирует связать свою жизнь с одним предприятием и одним рабочим коллективом.

Не было бы так грустно, если бы такие принципы работали исключительно в экономической сфере. Увы, человеческие отношения тоже стали товаром, и общение продолжается так долго, как очевидно взаимовыгодное сотрудничество между людьми. Заканчивается выгода - заканчиваются и отношения. Наша жизнь превратилась в шопинг: сегодня все можно купить, начиная от образа и заканчивая индивидуальностью. Человек живет в иллюзии, что он обладает и свободой, однако, это не так. Де-юре человек свободен, но де-факто он раб. Причем, что самое ужасное, раб, который даже не подозревает о своей несвободе...

И все, казалось бы, правильно. Так почему же только 3,5?
Потому что очень сложно продираться сквозь размышления автора. Потому что надоедает бесконечно натыкаться на одни и те же идеи. Потому что удручает, что автор прямым текстом говорит в последней главе, что социолог - это диагност, а не врач.
Все правильно.
Только вот как жить с осознанием того, что мир стремительно "течет" в неизвестность, а ты даже не знаешь, способен ли ты что-то изменить?..