Больше рецензий

20 ноября 2010 г. 20:29

648

3

Вчера вечером у меня отключили электричество, поэтому единственное, что оставалось делать в темноте, — сидеть с жутковато светящимся наладонником и читать с него что-нибудь лёгкое. Поэтому выбор пал именно на "Новенького" Сатклиффа — небольшой объём (надежда на быстрое включение света не давала взяться за "Сёгуна" или "Братьев Карамазовых"), обещанный в аннотации приятный слог и ненапряжный сюжет, похожий на "Лжеца" Стивена Фрая. Точнее, если так разобраться, это "Лжец" должен бы быть похожим, но это уже мелочи. Боюсь, сравнение этих двух произведений неизбежно... И не в пользу "Новенькому".

Итак, что мы имеем? Мысли школьника, который с первых же страниц лично мне кажется жутко неприятным. Самое важное для него — карьера, пока что в школе. Школьная иерархия, угнетение слабых и ботаников, мерянье письками и прочее нехорошее, что только можно придумать, чтобы пара-тройка умственно отсталых считали тебя крутым. Марк сам же и говорит, что ему приходится быть не собой, "переизобретать себя", врать, выпендриваться и издеваться над другими, только чтобы добиться этой крутизны. А это ему даётся нелегко, потому что он не слишком умный, не слишком милый, не слишком красивый, этакий среднестатистический паренёк, который корчит из себя непонятно что. Ах, да, ещё у него жутчайший спермотоксикоз. Ну, если рассматривать всё это с точки зрения подростковой психологии, то описано всё довольно точно, хотя и без изюминки. Местами смешно, но большая часть — совершенно пресно.

И тут с пареньком случается Что-то с большой буквы Ч. В школу приходит новенький, красивый, как Аполлон, характер у него нордический. Флегматичный красавец, которому по боку вся эта школьная псевдоиерархия. Ух! Главный герой неистово на него возбуждается, но тут же обнаруживается, что он гомофоб, поэтому ругает себя последними словами и переживает.

Собственно, всё. Никакого развития сюжета особенно и нет. Пара-тройка событий до конца книги произойдёт, но ситуация так и не изменится. Мерзкий главный герой станет лучшим другом "Аполлона", но постоянно будет портить ему жизнь, что тот, надо сказать, стоически вытерпит. У Марка по-прежнему будет на него вставать, но он всё равно будет ругать "этих проклятых педиков", ведь он же не такой.

Всю дорогу автор заостряет внимание, что главный герой еврей (Внимание! Еврей! Смотрите, не забудьте!), так что кажется, что это действительно важно для сюжета, понимания характера или... Нет. Совершенно неважно. Уже одно это совершенно выбивает меня из колеи. Повесить в первом акте на стену ружьё, описать его на пятьдесят страниц, упоминать в каждом следующем акте с особенным акцентом на то, что оно висит и заряжено... Только для того, чтобы в последней сцене всё вертелось вокруг сапогов. Или жирафа. Или синхрофазотрона, чего угодно, но только не этого ружья.

Вот честно, совершенно непонятно, что хотел сказать автор этим романом без какого-либо финала. Что если ты голубой, то признайся в этом? Что нельзя прятать свою сущность и стараться быть, как все, даже если тебе это не нравится? Так нет тут такой мысли. И шокирования от гомосексуальных откровений нет, потому что нет тут таких откровений. Вообще ничего нет. Надо постараться ещё такую книгу написать и на подобную тему, чтобы ничего в ней не сказать.

В общем-то, ничего плохого или безумно скучного в книге нет, поэтому не минус. В то же время, ничего особенно ценного или даже безумно развлекательного тоже нет. Вполне можно взять и почитать эту книгу тогда, когда не хочется напрягаться и глубоко вдумываться, но при этом и развлекалова тоже не хочется. Что-то вроде жвачки. Почитали и забыли.

Заметки о читаемом в телеграме

Комментарии


"жвачка" - у меня та же ассоциация.