Больше рецензий

Inuya

Эксперт

Читатель-писец

30 марта 2017 г. 21:00

860

4

Помнится, на втором курсе параллельно с КСЕ был у нас еще полугодовой курс о возникновении... как бы сказать... мировоззрений? Я в упор не помню его длинное название (там фигурировала Вселенная и мифы, кажется), но вот Элиаде, чую, мог бы идеально вписаться в этот курс. Правда, преподаватель бы опровергал его по ходу дела (атеист до мозга костей), но это уже мелочи жизни, право слово.
Эх, славные были дни.
Однако же я, пожалуй, жалею, что не познакомилась с Мирчей Элиаде раньше. Его книга, рассматривающая миф о вечном возвращении, на самом деле неплохо так помогает понять мировоззрение людей из разных времен: начиная с древности и заканчивая относительной современностью. Причем книга посвящена не только и не столько архетипам, легендам и мифам, но скорее тому, как воспринималось само понятие «история» и как оно же отвергалось (и отвергается некоторыми).
Хотя не только об этом. Еще одна тема, красной нитью проходящая сквозь книгу и тесно связанная с отношением к истории, рассматривает именно миф о вечном возвращении, то есть, хм, опять же мировоззрение людей с точки зрения отношения к миру в целом, к будущему и прошлому. Все взаимосвязано, несколько трудно отделить одного от другого. Например, любопытный факт, который можно подтвердить другими книгами, кстати: действия и предметы древних народов (и многое другое) обладали сакральным значением, так или иначе. Отсюда отождествления с Героями, богами, кем-либо еще, теми, кто стоит выше и то пришел и показал, как надо делать. То есть все, что делает строит, готовит, учит человек есть повторение того, чем его научили и что ему показали. Человек отождествляет себя с тем, кто это ему показал, таким образом как бы возрождая тот самый миф о Герое, Боге и т.д.
Еще один любопытный факт о начале и конце мира. Если ранее для людей, согласно Элиаде, был нормальным миф о цикличности, то впоследствии он сменился неким линейным порядком. То есть, если раньше цикл через какое-то время заканчивался, «умирал», то после начинался снова (привет Персефоне, например, да и вообще временам года), то с приходом религий, в частности, того же христианства, мир становится как линейным. У него есть началу и у него будет конец, за которым возрождение не последует (привет Последнему Суду). Здесь ничто не повторяется, если Иисус умер за грехи людей, то умер он раз и навсегда, и это событие больше не повторится.
В современности, естественно, подходы меняются, они отчасти сливаются в одно, однако в мире достаточно движений, которые следуют тем или иным мифам. Причем Элиаде подчеркивает, что вера отличается от мировоззрения, он поднимает этот вопрос, когда рассматривает значение трагедий и бед в жизни людей различных времен.
Забавно все-таки, как по-разному воспринимали люди этот мир в разные времена. И фактически никакого фатализма. Почти.
Надо что-то еще у Элиаде почитать, обязательно.