Больше рецензий

4 апреля 2017 г. 17:57

1K

4.5

Наконец то я решила начать разбирать завалы в своем виш листе,а так как нон фикш всегда меня привлекал , я добралась до одной из таких желанных книг.
Мне всегда интересно было читать о судьбах королей , принцев, в том числе и российских, любопытно было почитать как же воспитывали наследников русского престола.
В книге прослеживается воспитание детей в царской семье от Ивана Грозного до последнего царствующего Романова. Интересно было проследить как изменялось отношение к воспитаю с каждым вновь взошедшим на престол, как отличалось воспитание мальчиков от девочек. Нелегкое детство было практически у всех наследников, но воспитывали все же по разному в разное время.Если вначале детей боялись показать кому то, боялись ,как бы они не переохладились, сильно кутали , закармливали, то постепенно перешли на спартанский образ жизни, уж очень к чрезмерной строгости. Удивило, что мальчики из царской семьи даже укрывались шинелью и спали на складной кровати на тюфяке причем без простыней, это уж совсем думаю перебор был. Они потом даже некоторые не могли привыкнуть спать на обычной кровати. А наказания за непослушания, за небольшую провинность иногда были просто возмутительны- ставили на горох, пороли прилюдно. Зато учились они в полную силу, вернее старались обучать их так. Когда читала про Петра 3, как он сдавал экзамен , было стыдно за нынешнее наше воспитание и обучение.

Печальная картина детства Петра III дополняется ежегодными экзаменами, каждый из которых требовал поистине недетской выносливости. Так, на экзамене по латыни в 1741 году тринадцатилетний герцог должен был перевести с латинского
на французский несколько страниц юридического трактата, для чего в восемь часов утра его заперли в «классном кабинете» до завершения работы. Все следующие четырнадцать часов (именно столько времени заняло задание) мальчик, не разгибая спины, трудился в полном одиночестве. За это время к нему трижды впускали камердинера, который приносил узнику по стакану воды и выносил «необходимую вазу».
В итоговом тексте перевода (семнадцать страниц убористым почерком) было найдено тридцать две ошибки, и экзамен признали «сданным недостойно». («Много ли найдется в современном мире тринадцатилетних детей, способных повторить достижение юного герцога Голштинского и перевести за день семнадцать рукописных страниц с одного неродного языка на другой?» — вопрошает по этому поводу биограф Петра.)

В книге рассказывается как менялись предметы обучения царских детей с каждым годом, с каждым царем, сколько же их вводилось новых этих предметов с каждым разом, интересно было проследить за изменение и введением новых и новых. И никому из детей не делали поблажек, а наоборот не поощряли лень, подавая пример своим укладом, привычками.
Рассказывается в книге также , что если вначале цари совершенно не участвовали в воспитании детей, то постепенно все больше и не только цари, но и царицы стали принимать участие в воспитании , в то время как раньше, родители помногу лет и не видели своих чад.
Очень интересно и легко написана книга, читать одно удовольствие. Очень много фактов приводится из жизни каждого царя и конечно наследников. С удовольствием пополнила сведения о доме Романовых, что-то освежила в памяти, что-то узнала нового.

Рецензия написана в рамках игры нон-фикшн

Комментарии


Спасибо, это интересно. Добавила книгу в виш.


Очень интересно. Да, то ли они сильно любили своих детей, то ли им было всё равно.


В каких то случаях явно все равно, особенно касается девочек и в более давние времена.Они ведь так оставались в старых девах, и жили всю жизнь на женской половине, никуда не выходя.Мало кто мог найти себе супруга равного им по статусу, а по иному нельзя было выйти замуж. .Зачем их надо было учить чему то кроме рукоделия тогда.
А насчет мальчиков- после Петра уже стали вводить более жесткие правила.Они ведь все были военные и и поэтому, чтобы были приучены к военной жизни так их у учили подчинятся дисциплине всю жизнь, быть всегда готовым к походной жизни.
Когда читала про распорядки дня , что мальчиков , что девочек опять же было стыдно за нас, обычных людей и в то же время даже жалко их, ни одной свободной минуты, все подчинено этикету, правилам, распорядку.Там часто приводятся выдержки из распорядка дня того или иного наследника престола.
Одним словом нелегко было им.


А ведь им завидовали. Многие хотели быть на их месте. Знали бы они это место.


Ну наверно все завидуют и хотят побыть на месте царя, графа, или еще кого, кто не мечтал? Конечно жизнь например крестьянина, дворни, челяди... да всех была в миллион раз хуже, там была борьба за выживание часто, но читая что ели дети царей, как их оставляли без сладкого месяцами, удивляюсь и восхищаюсь одновременно их методами воспитания. Не потому , что им нечего есть было, а просто воспитывали умеренность, силу воли....не обжорство и не распущенность. Всегда и везде пишут , что детей воспитывать надо, вот и пример воспитания. А мы как делаем- чуть что конфетку суем, яблочко.Хотя это тоже практиковалось в более ранее время- чтобы не плакал, чтобы отвязаться...


Эх, все мы делаем ошибки в воспитании. По разным причинам. Но в основном потому, что очень любим.


это точно