Больше рецензий

6 апреля 2017 г. 17:27

748

2

Книга эта из серии Казачий роман была куплена еще в те благословенные времена, когда Собянин не разогнал палатки и возле многих станций метро можно было встретить лотки «Все книги по 50 р». С тех она все стояла на полке, пока вот не взял ее в дорогу на дачу. Уж лучше бы и дальше стояла, честное слово.

Идея и канва у книги интересные. В ней рассказывается о Василии Федоровиче Рябоконе, кубанском казаке. Он был в одном из партизанских белых отрядах, которых оставил в кубанских плавнях Улагай во время своего неудавшегося десанта летом 1920 года. Впоследствии Рябоконь этот отряд возглавил и до 24го года был неуловим для Советской власти. Отличный материал, тем более, что про зеленых собственно не так много и написано.

Но вот исполнение этого замысла получилось из ряда вон плохо. Во-первых, просто плохо написано: повествование рваное, изобилует рассказами и байками, никак не связанными с основными героями. Во-вторых, постоянные философско-лирические рассуждения автора о судьбе России, своих героях, Боге и нашей истории очень занудны, как правило не к месту, и напоминают заунывные камлания. В-третьих, хоть и не очень явно, но тем не менее автор сваливается в модную с последние годы тенденцию, что мол де правда то была в лесах и плавнях. Т.е. России надо было идти не с красными или белыми, а с зелеными, и тогда наступила бы тишь и благодать. В-четвертых, вроде как опираясь все повествование на документы и воспоминания, закончил книгу легендами и народными слухами.

Дочитал с трудом, во многом потому, что не привык бросать книги на половине, да и было все же интересно, чем закончилась история Рябоконя.

Ветка комментариев


НОВАЯ КНИГА ПЕТРА ТКАЧЕНКО

В книгу известного писателя Петра Ткаченко вошли избранные рассказы и повесть. Его проза не совсем обычна и непривычна. Она строго документальна, исторична и биографична. Но вместе с тем это не история, не этнография и не бытописательство, но именно художественное, образное повествование. В реальной жизни, как прошлой, так и современной, автор находит такие переплетения событий и человеческих судеб, для постижения которых как бы и не требуется вымысла. За годы литературного безвременья у писателя выработался своеобразный стиль, когда действительные события и судьбы реальных людей сопровождаются фотографиями, как бы компенсирующими нынешнюю неслышимость слова. Фотография, изобразительный ряд становятся неотъемлемой частью художественного произведения. Это – новый вид реализма, продиктованный временем, состоянием и положением литературы в обществе. Автор пытается выявить, прежде всего, духовные и мировоззренческие основы нашего бытия. В книгу вошла так же документальная повесть о Гражданской войне на Юге России, на Кубани, в приазовских плавнях. Это повесть о поистине легендарном человеке, народном характере Василии Фёдоровиче Рябоконе, являвшемся символом справедливости и человеческого стоицизма в условиях революционного анархизма. Скрывавшемся в плавнях с малой группой сподвижников, вплоть до конца 1924 года. Кубанском Робин Гуде, до сих пор не реабилитированном. Своего героя, для старых и новых идеологов остающегося бандитом, реабилитировал и оправдал сам народ, передавая в поколениях легенды о нём, как и о всяком, действительно народном герое, неуловимом и бессмертном. Автор рассматривает события Гражданской войны не с точки зрения той или другой противоборствовавших сторон – красных или белых, – но с точки зрения народного самосознания.

Пётр Ткаченко. Встретимся на том свете, или Возвращение Рябоконя. Ненаписанная повесть. Запоздалые и современные рассказы. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018 – 496 с.